Переговорам быть
В конце октября в южнокорейском Пусане наконец-то встретились Дональд Трамп и Си Цзиньпин. Переговоры длились около 1 часа 40 минут. Они стали заключительными в азиатском турне американского президента.
По итогам беседы США и Китай отложили на время взаимные претензии. В частности американцы приостановили санкции в отношении «дочек» китайских компаний из «черного списка». США также снизили пошлины на товары из КНР с 57% до 47%.
В свою очередь Поднебесная отказалась на год от жесткого контроля редкоземельных металлов. На этот же срок КНР и США приостанавливают взаимные дополнительные портовые сборы.
Плюс Китай согласился вновь закупать американскую сою. Как заявил министр финансов США Скотт Бессент, КНР планирует импортировать 25 млн тонн в год в течение следующих трех лет. Причем 12 млн тонн Пекин намерен приобрести уже до января 2026-го.
Кроме того китайцы готовы закупать американскую нефть и газ. По крайней мере так заявил Дональд Трамп в Truth Social. Команды переговорщиков еще обсудят возможно ли полноценное энергетическое сотрудничество, добавил американский президент.
Поставили на паузу
«Я думаю, по шкале от нуля до 10, где 10 — это лучше всего, я бы сказал, что встреча прошла на 12», — сказал журналистам Дональд Трамп на борту самолета по пути в Вашингтон.
По словам Си Цзиньпина, стороны «достигли базового консенсуса по решению основных проблем, вызывающих нашу обеспокоенность, и добились обнадеживающего прогресса».
А как заявил Трамп, серьезных камней преткновения «осталось не так много». Более того он планирует посетить Китай будущей весной, а также ожидает Си Цзиньпина в США с ответным визитом.
Похоже второй встрече быть. Поскольку, как подчеркнул после переговоров торгпред США Джеймисон Грир, далеко не все торговые вопросы между странами были решены.
А октябрьская встреча Трампа и Си Цзиньпина в Пусане — только первый шаг в урегулировании торгового конфликта. «Это скорее техническая пауза, чем стратегический прорыв. Да, стороны по некоторым вопросам договорились. Но фундаментальные противоречия — контроль над технологиями, структура глобальных цепочек поставок, доминирование в ключевых отраслях — остались нетронутыми», — сказал TRT на русском ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев.
Соединенные Штаты и Китай просто пытаются выиграть время. Вашингтон получил передышку перед выборами, Пекин — возможность укрепить позиции на других рынках.
Впереди — очередной раунд стратегического противостояния, считают эксперты.
Удар по крупнейшим экономикам мира
Достигнутые между США и Китаем договоренности свидетельствуют о том, что стороны понимают невозможность тотального экономического разрыва. Торговая война уже нанесла ущерб обеим странам.
Американские компании страдают от разрыва цепочек поставок, а китайские — от потери ключевого рынка сбыта. «Это взаимное истощение, где каждый старается выглядеть сильнее, чем есть на самом деле», — считает Игорь Расторгуев.
Впрочем судя по цифрам от тарифной войны Трампа против КНР пока пострадали прежде всего сами Соединенные Штаты. Поставки китайской продукции в США сократились за восемь месяцев 2025 года на 15,5%. Доля США в общем экспорте КНР просел до самого низкого уровня за последние десятилетия.
А в страны Юго-Восточной Азии китайцы стали отгружать больше — плюс 14,6%.
Общее положительное сальдо торгового баланса Китая в этом году побьет рекордный уровень в $1,2 триллиона, прогнозируют аналитики.
Не отстает и китайский фондовый рынок — прибавил 34%, что вдвое превышает рост индекса S&P 500.
«Китайская экономика в третьем квартале выросла на 4,8% после 5,2% во втором. Но все равно цифры близки к целевым 5%. В США во втором квартале — на 3,8%. В третьем прогнозируется на уровне 2,7%-4%. Однако потребительская уверенность хрупка, а инфляция все еще выше комфортного уровня», — добавляет Расторгуев.
В минусе окажутся все
По словам эксперта, нет серьезных оснований говорить о завершении противостояния между двумя державами.
Причем диалог скорее зависит от Вашингтона.
С начала торгового конфликта в 2018 году Китай только реагировал на выпады в свою сторону в виде повышения пошлин или ограничений.
Это говорит о том, что Пекин не хочет идти на прямую конфронтацию.
Дело в том, что у Китая в приоритете экономическое и технологическое развитие. И хотя страна старается переориентироваться с экспорта на внутреннее потребление, пока она не может полностью отказаться от сотрудничества с развитыми странами. В частности с крупнейшими экономиками мира, то есть США и их союзниками в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В то же время масштаб экспорта КНР очень большой. Поэтому нет гарантий, что в США останутся довольны достигнутыми договоренностями. Торговый дисбаланс вызовет очередные всплески возмущения.
Поэтому эксперты предупреждают: противостояние затянется надолго — на годы, не месяцы. Это уже не просто торговый спор, а борьба за глобальное технологическое лидерство. Вашингтон будет продолжать душить Пекин экспортными ограничениями на чипы и критические технологии, Китай ответит развитием собственной базы и укреплением связей с Глобальным югом.
«Для третьих стран это создает непростую дилемму: или встраиваться в американскую орбиту с ее технологиями, или в китайскую с ее производством и огромным рынком», — прогнозирует Расторгуев.
В этой торговой войне больше всего пострадают промышленные отрасли, завязанные на сложные международные цепочки. В частности, автомобилестроение, электроника, химическая промышленность.
Противостояние Китая и США не обойдет стороной население, которое столкнется с подорожанием техники и отдельных категорий товаров.


















