Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху подтвердил, что изменения в порядке отправления религиозных обрядов на территории комплекса Харам-аш-Шариф, предусматривающие возможность иудейской молитвы, были проведены с его одобрения. Тем самым он публично поддержал инициативы скандального министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира, вызвавшие критику внутри Израиля и опасения за стабильность в регионе.
По словам Нетаньяху, действия Бен-Гвира не нарушают существующий статус-кво и координируются с главой правительства. Он отверг предупреждения юридических советников, которые ранее заявляли, что подобные шаги противоречат многолетним обязательствам Израиля по сохранению прежнего порядка в исламской святыне.
Заместитель генерального прокурора Израиля Гил Лимон ранее заявлял, что министр национальной безопасности в одностороннем порядке меняет установленные договоренности. В соответствии с ними мусульмане совершают молитвы на территории комплекса, тогда как иудеи молятся у Стены Плача.
Фактически, как отмечают наблюдатели, в последние годы ограничения на оккупированной палестинской территории постепенно ослаблялись. Израильская полиция все чаще допускает иудейских посетителей к молитвам внутри комплекса, разрешает групповое богослужение, пение, а также публичные занятия Торой, преимущественно в восточной части территории.
Харам аш-Шариф расположен в Восточном Иерусалиме, который Израиль оккупировал в 1967 году и аннексировал, что не признается международным сообществом. Этот район рассматривается как часть незаконно оккупированных палестинских территорий и предполагаемая столица будущего палестинского государства.
Любые изменения статус-кво вокруг комплекса Аль-Акса традиционно рассматриваются как фактор высокого риска, способного спровоцировать массовые беспорядки не только в Иерусалиме, но и на всей палестинской территории, а также в регионе в целом.
Несмотря на это, Бен-Гвир неоднократно заявлял о «сдвиге политики» и публично признавал, что сам совершал молитву на территории комплекса. Он также называл действующие ограничения дискриминационными и требовал полного и круглосуточного доступа израильтян к святыне, включая шаббат.
Критики предупреждают, что подобные шаги подрывают устоявшиеся договоренности, нарушают международное право и усиливают напряженность вокруг одного из самых чувствительных вопросов израильско-палестинского конфликта.















