В Душанбе 10 октября открылся саммит СНГ. Лидеры стран, входящих в объединение, собрались во Дворце Нации, чтобы обсудить широкий круг вопросов: от политики и экономики до безопасности и гуманитарного сотрудничества.
Однако главным событием стала личная встреча президентов России и Азербайджана. Разговор Путина и Алиева продолжался около часа, после чего лидеры сделали заявления для прессы. На этот раз стороны не стали говорить о торговле или экономике, сразу перешли к главной теме: расследованию крушения самолета Embraer 190 «Азербайджанских авиалиний» в декабре 2024 года.
Путин напомнил, что уже приносил извинения за трагедию: «Хотел бы это все повторить, возобновить и сказать, что мы, безусловно, как и договаривались, оказываем всяческое содействие следствию».
По словам российского президента, расследование близится к завершению, и теперь можно говорить о причинах катастрофы. Путин отметил, что в момент происшествия в воздушном пространстве России находились три украинских беспилотника, а система ПВО дала технический сбой.
«В сторону лайнера были выпущены две ракеты. Они не поразили его напрямую, но взорвались примерно в десяти метрах. Поражение произошло не боевыми элементами, а, скорее всего, обломками самих ракет. Именно поэтому пилот и воспринял это как столкновение со стаей птиц», — пояснил он.
Путин заверил, что Россия выполнит все обязательства по компенсациям и даст правовую оценку действиям должностных лиц. «Погибших уже не вернуть, — добавил он. — Но наш долг <...> — дать объективную оценку всего, что происходило, и выявить истинные причины»
Эти слова можно считать дипломатическим прорывом. Еще недавно подобные высказывания могли стоить карьеры: в августе политолог Сергей Марков был признан «иностранным агентом» после того, как публично заявил о причастности России к гибели самолета AZAL. А в отношении азербайджанской диаспоры на протяжении всего года массово заводились уголовные дела.
В свою очередь Алиев поблагодарил Путина за встречу и отметил, что поддерживает с ним регулярный контакт. Он напомнил о краткой беседе в Пекине и телефонном разговоре 7 октября — в день рождения российского президента.
«Хотел бы поблагодарить вас за то, что вы лично держите эту ситуацию под контролем. У нас не было сомнений, что следствие разберется объективно», — сказал он.
О том, что изменилось в отношениях двух стран и почему в Москве сделали шаг навстречу Баку TRT на русском рассказал политолог Ильгар Велизаде.
— Москва и Баку помирились?
— Можно сказать, что начался процесс примирения сторон и постепенной деэскалации политической напряженности. По имеющейся информации, уже предпринимаются конкретные шаги: под домашний арест был отпущен руководитель филиала МИА «Россия сегодня» в Азербайджане Игорь Картавых. В свою очередь, в России освобожден один из видных представителей азербайджанской диаспоры, бывший руководитель Московского академического театра сатиры Мамедали Агаев — человек, уважаемый в своей среде.
Эти события свидетельствуют о начале положительной динамики. Насколько быстро она будет развиваться, покажет ближайшее время. Ожидаются и дальнейшие конкретные шаги, в том числе реализация обещанной президентом России компенсации Азербайджану.
Вместе с тем внимание приковано к расследованию, проводимому в России: важно, кого и при каких обстоятельствах российская сторона привлечет к ответственности за трагические события. Речь идет о тех, кто был непосредственно причастен к произошедшему.
— Почему российская сторона сделала этот шаг именно сейчас?
— Вероятно, причина в том, что через два месяца исполнится год со дня трагедии. Расследование продолжается, и, по всей видимости, предварительные итоги будут обнародованы азербайджанской и казахстанской сторонами. В этой связи откладывать реакции уже было невозможно — настало время не общих заявлений, а конкретных действий и фактов.
Следует учитывать и геополитический контекст. Азербайджан сегодня является ключевым партнером России не только в Южном Кавказе и Каспийском регионе, но и в более широком контексте Юго-Западной Азии. Разлад в отношениях с таким стратегическим партнером негативно отражается на российских интересах и реализации масштабных проектов, в том числе транспортного проекта «Северный». Это, несомненно, стало одним из факторов, побудивших к восстановлению доверия.
Напомню, трагедия произошла 25 декабря. Именно к этой дате ожидается публикация итогов расследования. Есть основания полагать, что к тому времени будут решены все спорные вопросы и урегулированы проблемные аспекты двусторонних отношений.
— Какими могут быть отношения между странами?
— Хочется верить, что новый этап азербайджано-российского взаимодействия будет основан на прагматизме и взаимных интересах с учетом новых геополитических реалий.
При этом хотелось бы подчеркнуть: в Азербайджане ожидают, что российские медиа и политические круги сделают необходимые выводы из сложившейся ситуации и воспримут сигналы, прозвучавшие на встречах в Душанбе.
Важно, чтобы в медиапространстве больше не появлялись абсурдные заявления — например, о возможности проведения «СВО» против Азербайджана или превращения Каспийского моря во «внутреннее». Подобные высказывания не способствуют ни взаимопониманию, ни укреплению интересов самой России.
Мы рассчитываем на продолжение конструктивного диалога и в этой, весьма чувствительной, сфере.
Если сторонам удастся сохранить нынешний тон диалога, к концу года можно будет говорить о закрытии самого острого кризиса в истории азербайджано-российских отношений.

























