«США ведут себя недружественно»: зачем Россия выходит из соглашения по плутонию?
ПОЛИТИКА
3 мин чтения
«США ведут себя недружественно»: зачем Россия выходит из соглашения по плутонию?РФ разрывает соглашение с США об утилизации плутония. Мир опасается новой гонки вооружений, но мотивы Кремля могут быть совсем иными. О ядерном потенциале России, факторе Китая и спокойствии США — в интервью с военным экспертом Юрием Романюком
Путин подписал закон о выходе из соглашения с США по утилизации оружейного плутония / TRT Russian
Автор Author
28 октября 2025 г.

Плутоний-239 — вещество, предназначенное для создания ядерного оружия. В годы «холодной войны» СССР и США накопили такое количество материала, что его запасов хватило бы на уничтожение планеты несколько раз.

В 2000-х США и Россия заключили соглашение, которое предусматривало утилизацию излишков оружейного плутония — каждая сторона должна была избавиться не менее чем от 34 тонн материала.

Разногласия проявились почти сразу. Москва настаивала на его переработке для дальнейшего использования на АЭС. А в Вашингтоне посчитали, что экономически целесообразнее «захоронить» материал, нежели тратить дополнительные средства на его переработку.

Последние десять лет РФ обвиняет США в невыполнении условий договора. Фактически уже 2016 году Кремль приостановил действие соглашения и угрожал дальнейшим выходом. Правда, требования России тогда касались не плутония, а отмены санкций, принятых после аннексии Крыма, а также «закона Магнитского».

Спустя девять лет президент Владимир Путин окончательно выполнил угрозу: подписал закон о денонсации соглашения с США об утилизации плутония.

Решение Москвы вызвало волну обсуждений и тревогу за перспективы глобальной ядерной безопасности. Об этом TRT на русском поговорил с главой организации «Украина в НАТО» Юрием Романюком

— Почему РФ сейчас пошла на этот шаг?

— Путин пошел на этот шаг, потому что, с его точки зрения, США ведут себя недружественно: вводят санкции против России и помогают Украине. Сегодня между США и Россией рушатся все договоренности, которые были созданы еще со времен Рейгана и Горбачева.

Но и сам договор никогда толком не работал. Он должен был заработать к 2018 году, но Россия приостановила свое участие еще в 2016-м. Формально документ существовал, но на практике не выполнялся.

Россияне тогда решили, что США их обманывают. По условиям, стороны должны были перерабатывать оружейный плутоний для использования на атомных электростанциях. Однако американцы посчитали этот вариант слишком затратным и решили хранить его в специальных контейнерах — по сути, законсервировать в хранилищах, как в саркофаге.

Причина не в желании Вашингтона вернуть плутоний в военный оборот — у обеих сторон и без того достаточно материала. Мотив был именно в том, что сама процедура переработки этого топлива очень затратная, и проще его закопать.

— А Россия занималась переработкой плутония?

— Нет, Россия в итоге тоже ничего не делала, тянула время. Путин должен был запустить утилизацию в 2018 году, но, увидев, что США не выполняют обязательства, приостановил договор в 2016-м.

Теперь РФ делает из этого политическую демонстрацию: мол, мы выходим из соглашения в одностороннем порядке и никому ничего не должны. Это попытка показать силу и напугать Вашингтон.

— Это решение приведет к ядерной гонке вооружений?

— В большей степени США опасаются Китая: у Пекина уже более 600 боеголовок, а к началу следующего года будет тысяча. К 2030-му Китай, скорее всего, догонит США и Россию, то есть будет иметь в пределах 6000 боеголовок. У Пекина есть все возможности для этого: экономические, технологические, производственные.

Россия же сейчас не в состоянии вести новую гонку вооружений — ни финансово, ни экономически. Поэтому США и не боятся. Для них выход Москвы из договора — не трагедия и не угроза.

— Почему не в состоянии?

— Напомню, в РФ регулярно повторяют, что не собираются вступать в гонку вооружений. В Кремле прекрасно помнят, чем закончилась предыдущая — крахом экономики и распадом СССР.

Американцы это тоже знают и делают все, чтобы Россия не смогла втянуться — понижают цены на нефть, давят на страны-импортеры, чтобы те не покупали российское топливо. Даже Венгрия теперь вынуждена обсуждать этот вопрос напрямую с Вашингтоном.

Все это бьет по российской экономике. ВВП не растет, нефтяные доходы падают. До конца этого года дефицит бюджета может достичь $100 млрд. Денег не хватает ни на социальные выплаты, ни на компенсации военным.

США все это прекрасно просчитали. Им, как говорится, ни холодно, ни жарко от выхода Москвы из договора — стратегический баланс не меняется.