Эхо Аляски
До сих пор казалось, что российско-американские отношения в глубоком кризисе. Встреча президентов Дональда Трампа и Владимира Путина на Аляске, по сути, закончилась ничем. Переговоры в Будапеште сорвались, не начавшись. «Роснефть» и «Лукойл» и вовсе попали под санкции.
Однако, возможно, контакты между сторонами не прекращались. Как выяснили СМИ, Россия и США тайно подготовили мирный план по урегулированию войны в Украине. Более того — пункты документа повторяют те нарративы, которые все это время продвигал Кремль.
В основе соглашения лежит раздел Украины, который должны признать все страны, кроме самой Украины. Предполагается, что Киев уступит Москве всю Донецкую область, включая еще незахваченные российскими войсками территории. К крупнейшим неоккупированным городам региона сейчас относятся Славянск и Краматорск — в них суммарно проживает около 100 тысяч человек.
На другом участке фронта — в Запорожской и Херсонской областях — предлагается заморозка линии соприкосновения. Россия, согласно плану, может вернуть Киеву часть аннексированных территорий, но не уточняется, какие именно.
Еще один существенный пункт — сокращение в два с половиной раза численности украинской армии. В январе украинский лидер Владимир Зеленский сообщал, что службу в стране несут 880 тыс. солдат и офицеров. Соответственно, в случае принятие мирного плана останется примерно 350 тыс.
Помимо прочего, в документе прописаны ограничения на использование Киевом дальнобойного оружия, запрет на размещение иностранных войск и признание русского языка в качестве государственного, а также отказ Украины от вступления в НАТО. В ответ Америка готова предоставить Киеву гарантии безопасности от повторного нападения РФ. Но какие именно — опять же не ясно.
Западные СМИ назвали план «полной капитуляцией Украины». Негативно к этой идее отнеслись и в ЕС. Наиболее критично высказалась верховный представитель ЕС по иностранным делам Кая Каллас: «Мы должны понимать, что в этой войне есть один агрессор и одна жертва. Мы не слышали ни о каких уступках с российской стороны».
А был ли план?
Новость о плане Трампа, который полностью защищает интересы Кремля, создала большой ажиотаж в СМИ. Однако пока эти сообщения вызывают больше вопросов. В российском МИД заявили, что ни о каком плане вовсе не слышали и о работе такого уровня не были уведомлены. Судя по всему, если документ и готовился, то без участия Украины и ЕС.
Политолог Руслан Бортник обращает внимание, что часть либеральных, антитрамповских медиа подают эту историю как очередное доказательство того, что Трамп идет на уступки Москве. «Вполне возможно, что речь идет о серьезной дезинформационной кампании со стороны политических оппонентов американского президента. К этому стоит относиться осторожно», — пояснил он TRT на русском.
Тем временем в Киев направилась делегация во главе с министром Сухопутных войск (армии) США Дэниелом Дрисколлом. И, как отмечает политолог Алексей Якубин, этот визит может стать попыткой прощупать позицию украинского руководства.
Он предположил: на фоне внутриполитических проблем Трампу необходимо представить своим избирателям успешную историю. Ей может стать завершение российско-украинской войны любой ценой.
«Есть ощущение своеобразной спирали: подобные предложения уже появлялись и весной. Сначала через утечки в СМИ, затем следовали возражения, заявления о том, что не учтены интересы, обращения к европейцам и так далее. Потом все заходило на новый круг, и война продолжалась. И сейчас вполне может быть повторение такой истории», — отмечает эксперт.
Однако есть важный нюанс: Трамп после «сделки по Газе» уверен, что способен добиваться результатов в российско-украинском конфликте. «Он считает, что и Россия, и Украина находятся в положении, когда он может на них воздействовать, — говорит Якубин. — Россия — из-за санкций против Роснефти и Лукойла, падения цены Urals. Украина — из-за сложной ситуации на фронте, усталости общества и, безусловно, коррупционного скандала в «Энергоатоме»».
Что дальше?
Один из вопросов, который Украины пытается решить с начала войны — получение гарантий безопасности. Ими могли бы стать вступление страны в НАТО, но этот пункт противоречит интересам Кремля. В Киеве пытались добиться от Белого дома защиты через сделку по редкоземельным металлам, но это условие в договоре так и не было прописано.
Как поясняет TRT на русском Руслан Бортник, США имеют опыт предоставления подобных гарантии безопасности — есть опыт с Филиппинами, Южной Кореей, Японией. В случае с Украиной речь точно не пойдет об отправке в страну американских солдат — слишком велик риск столкновения с другим ядерным государством.
«Но гарантии военно-технической поддержки, финансовой помощи, обеспечения Украины оружием в случае новой войны — это вполне возможно. США также могут дать определенные гарантии украинским политическим элитам по поводу их неприкасаемости в случае реализации плана, что тоже может сыграть свою роль», — отмечает аналитик.
Другое дело, что если Украина откажется от условий предполагаемого плана, то у США остались рычаги давления на страну. «Может последовать еще большее снижение политического внимания к Украине, временный отказ от санкционного давления на Россию. Плюс сохранение чисто коммерческого подхода к обеспечению украинской армии — высокие цены или даже отказ от ряда поставок», — перечислил Бортник.
Однако, по его словам, такого исхода вполне можно избежать. Сам план наверняка будет корректироваться в переговорах между США и Украиной, между США, Украиной и Европой и, конечно, между США и Россией.
«Тот самый «анкориджский» план входит в стадию реальных обсуждений, где каждый пункт имеет свои варианты реализации. И я думаю, что существенные изменения еще вполне возможны», — заключил собеседник агентства.
В Украине пока заняли осторожную позицию, также подчеркивает Якубин. Зеленский понимает, что нельзя резко отвергнуть предложения Трампа из-за его непредсказуемой реакции. Даже у Нетаньяху были претензии к сделке по Газе, но тот все равно согласился, хотя имеет более близкие отношения с республиканцем.
«У Киева остается надежда, что Европа сможет занять собственную позицию и выступить коллективно с несогласием, — отмечает он. — Но вопрос в том, готовы ли европейцы действительно выступить единым фронтом. Такие эпизоды уже были — например, по Газе, когда Макрон вмешался, и это резко осложнило его отношения с Трампом, сорвав первую договоренность. Поэтому неясно, насколько Европа сейчас готова на подобный шаг».

















_11zon.jpg?width=512&format=webp&quality=80)

