Президент США Дональд Трамп решительно настроен получить Нобелевскую премию мира. Весь год имя политика упоминалось практически в каждом вооруженном конфликте от крупных до локальных.
Пока его главные успехи — подвижки в диалоге между ХАМАС и Израилем. Но было и подписание декларации о мире между Баку и Ереваном. Трамп высказывался о конфликте между Индией и Пакистаном и даже выражал готовность помирить Исламабад и Кабул. Не всегда он участвовал в урегулировании напрямую, а порой появлялся уже после того, как стороны прекратили огонь.
А вот среди «неудач» американского президента остается его предвыборное обещание — остановить российско-украинскую войну. Он грозил России санкциями, Украине — прекращением поставок вооружений, но конфликт продолжается. Не повлияла на него и личная встреча с президентом РФ Владимиром Путиным, на которую в Белом доме, очевидно, возлагали большие надежды.
Но Трамп не опускает руки — в ближайшее время ожидается еще одна встреча с российским лидером в Будапеште. Очевидно, что в США не могут позволить, чтобы она снова закончилась ничем. Как минимум, это стало бы серьезным имиджевым ударом по самому Белому дому.
О том, что ждать от встречи лидеров двух стран и приблизят ли переговоры мир в Украине, TRT на русском рассказал глава Всеукраинской организации «Украина в НАТО» Юрий Романюк:
— Кто больше заинтересован в этой встрече?
— Вся инициатива переговоров исходит от США — лично от Дональда Трампа. До завершения приема заявок на Нобелевскую премию мира осталось всего два с половиной месяца. Если за это время не будет громких дипломатических успехов, Трамп рискует упустить шанс на премию и в 2026-м году.
Поэтому он стремится показать результаты: если ему удастся добиться прекращения войны, это станет сильным аргументом.
Вашингтон спешит. Недавняя риторика Трампа стала гораздо жестче: если раньше он подчеркивал, что «это не наша война», то теперь требует от Европы больше денег и вооружений для Украины. Все это — элемент давления и шантажа, направленный на Кремль, чтобы заставить Путина прекратить огонь.
Поэтому встреча нужна прежде всего Трампу. Но и Путин не возражает, поскольку заинтересован в демонстрации своего «статуса мирового лидера»
— Ранее МУС выдал ордер на арест Путина. Могут ли возникнуть проблемы с перелетом в Венгрию?
— Будапешт не под юрисдикцией Гааги, Орбан — союзник, все лояльно и контролируемо. К тому же там можно обеспечить безопасность и логистику: транзит через Польшу, коридор под контролем США, сопровождение военных бортов и прочее.
— Чего ожидать от встречи?
— По замыслу США, Будапешт может стать площадкой для не только российско-американских, но и трехсторонних переговоров с участием Владимира Зеленского. Трамп хотел бы именно такого формата — где он выступает посредником и получает символические «мирные фотографии» для СМИ. А в особенности для Нобелевского комитета в Осло.
Так, Зеленский может находиться в Закарпатье, откуда при необходимости быстро прибудет в Венгрию для участия в трехсторонней встрече.
Однако стоит учитывать: до этого планируются переговоры на уровне делегаций США и России. Эти консультации должны показать, готова ли Москва к уступкам. Если вновь прозвучат те же тезисы, что Лавров озвучивал в Нью-Йорке на встрече с Марком Рубио, и США посчитают их неприемлемыми, то саммит, вероятно, сорвется.
Аналогичные переговоры пройдут и с украинской стороной, чтобы выяснить, где Киев может уступить в переговорах. В этом случае речь может пойти, например, о русском языке и работе РПЦ Московского патриархата на территории страны.
— А если Москва не согласится?
— Если американская сторона увидит, что Путин дальше не идет ни на какие уступки, то, безусловно, повторение провалов, которые были на Аляске, американская сторона себе не позволит.
У Трампа не останется никакого другого варианта, кроме как предоставить Украине максимальное количество дальнобойного вооружения, включая «Томагавки».
Так что, если Москва проявит гибкость, встреча лидеров состоится. В противном случае Трамп готов резко ужесточить линию в отношении Кремля.
Для Украины ситуация двоякая. Киеву выгодно тянуть время, нанося России максимальный урон и усиливая позиции перед будущими переговорами. Но Трамп спешит: у него есть дедлайн перед Нобелевским комитетом.
Если предварительные консультации пройдут успешно, Путин вылетит в Венгрию, а значит, можно будет ожидать хотя бы временного прекращения огня. Если нет — США и Украина могут перейти к сценарию силового давления и точечных ракетных ударов по российской инфраструктуре.


















