Украинский посол в Казахстане Виктор Майко заявил, что удары по объектам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) прекратятся только после завершения войны между Россией и Украиной.
Посол отметил: «гарантия безопасности для КТК может быть только одна — окончание войны». По его словам, Украина «делает все возможное, чтобы себя защитить», но «Казахстан не был и не будет целью». Майко также подчеркнул, что Киев не подтверждал причастность к атаке на нефтяные объекты Казахстана в Новороссийске.
Речь идет об ударе дронов в ночь на 29 ноября. Как сообщили в пресс-службе КТК, морские дроны повредили причал терминала под Новороссийском, после чего его эксплуатация стала невозможной. Консорциум сообщил, что люди не пострадали, нефть не попала в Черное море. Однако нефтяной объект получил серьезные повреждения, Минэнерго Казахстана перенаправило часть экспортных объемов на альтернативные маршруты.
Астана выразила протест и назвала удар по «сугубо гражданским объектам критической инфраструктуры» недопустимым. МИД республики заявил, что такие действия вредят отношениям Казахстана и Украины. Киев ответил, что учел обеспокоенность Астаны и действовал в рамках «самообороны». Кремль назвал удар «вопиющим» и напомнил, что речь идет об объекте международного значения.
Агентство Reuters со ссылкой на источник в отрасли сообщает, что в декабре добыча нефти и газового конденсата в Казахстане в среднем снизилась примерно на 6% по сравнению с ноябрем и составила около 1,93 млн баррелей в сутки. На месторождении Тенгиз, где работает проект с участием Chevron, добыча за 1–28 декабря сократилась примерно на 10% — до 719 800 баррелей в сутки. Chevron инвестирует в расширение Тенгиза около $48 млрд, но экспортные ограничения сдвигают планы.
Источник также отметил, что экспорт Казахстана через терминал КТК из-за украинской атаки упал на 19% и составил около 1,082 млн баррелей в сутки. После атаки терминал работает через один выносной причал: SPM-2 вывели из строя, а SPM-3 ранее остановили на ремонт, который затянулся из-за непогоды. Чтобы удержать поставки, Казахстан нарастил прокачку по маршруту Атырау — Самара в Россию, в том числе для экспорта в Германию, примерно до 255 тыс. баррелей в сутки, отмечает Reuters.






















