Чего ждать от приезда Уиткоффа в Москву?
Делегации США и Украины обсудили во Флориде завершение российско-украинского конфликта. Теперь на очереди — переговоры с РФ. Стив Уиткофф уже отправился в Москву для встречи с Владимиром Путиным
Главная тема конца ноября — очередная попытка США урегулировать российско-украинский конфликт. Команда американского президента Дональда Трампа провела несколько раундов переговоров. Последний — с украинской стороной во Флориде 30 ноября.
Теперь американская делегация намерена представить России предложения, выработанные совместно с Украиной. С этой целью в Москву отправился спецпосланник лидера США Стив Уиткофф. В поездке его будет сопровождать зять Трампа Джаред Кушнер. Что Белый дом предложит Кремлю — в материале TRT на русском
Встреча во Флориде: успехи и неудачи Киева
В минувшие выходные США и Украина провели очередной раунд переговоров в Майами (штат Флорида). Встреча прошла в напряженной атмосфере — буквально за день до этого в отставку подал глава офиса президента Украины Андрей Ермак.
В результате украинскую делегацию представлял секретарь Совета нацбезопасности и обороны Рустем Умеров. По итогам встречи он позвонил президенту Украины Владимиру Зеленскому и проинформировал его о договоренностях. Сегодня они также встретятся в Париже.
Официально содержание переговоров в Майами не раскрывалось. Но СМИ удалось выяснить приблизительный список вопросов. Среди них: возможность обмена территориями между Москвой и Киевом, время проведения президентских выборов в Украине, а также долгосрочные гарантии безопасности для страны.
Пока рано делать выводы о прошедшей встрече, поскольку нет официальных заявлений о ее содержании, подчеркивает в беседе с TRT на русском политолог, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов. Но судя по утечкам в СМИ, ключевой вопрос касался территорий и линии разграничения.
«С одной стороны, это неудивительно: мы понимаем, что именно этот аспект является самым сложным и болезненным во всем пакете обсуждений. С другой — до сих пор нет ясности, каков итог».
Старший преподаватель РУДН Камран Гасанов в разговоре с TRT на русском также соглашается: главной целью Украины на переговорах с США было минимизировать сложные для Киева пункты, связанные с уступкой территорий.
«Украинской стороне было важно добиться, чтобы Трамп придерживался плана, который был ранее составлен в Женеве, — подчеркивает эксперт. — Чтобы Уиткофф на переговорах с Путиным продвигал этот усредненный план и не шел на большие уступки».
Напомним, что Вашингтон и Киев подготовили новый план во время встречи в Женеве 23 ноября. Из первоначальных 28 пунктов, которые ранее устраивали Москву, в документе осталось лишь 19.
Чем дальше – тем сложнее
Чем дальше продвигаются переговоры, тем заметнее, что каждый следующий раунд становится сложнее, говорит TRT на русском Камран Гасанов: «У Трампа появился более или менее ясный план, четкие пункты, и он ожидает, что Кремль согласится хотя бы с частью этих предложений. Если же Москва откажется, то риск провала переговоров становится вполне реальным».
При этом максимум, на что можно рассчитывать, это то, что Москва не отвергнет весь пакет предложений. То есть возможно на встрече с Уиткоффом, удастся договориться по отдельным пунктам, а остальные оставить для дальнейших обсуждений.
«Однако насколько можно судить, пока не будет согласия по всем ключевым для России положениям, о перемирии говорить точно не приходится. А это вопросы территории, отказ Украины от вступления в НАТО и вопрос легитимности Зеленского», — заключил эксперт.
Стороны остаются на диаметрально противоположных позициях, также соглашается Денисов: «И хотя экспертное сообщество изначально отмечало, что территориальные вопросы станут одним из ключевых и наиболее сложных элементов для переговоров, сейчас очевидно, что проблемными окажутся далеко не только они. Существует целый спектр серьезнейших разногласий — от перспектив евроатлантической интеграции Украины до санкционной политики в отношении России и множества других пунктов».
Таким образом, по его словам, перспективы самого диалога есть, но достижение результата на данном этапе выглядят крайне затруднительным: «Стороны не готовы идти на компромиссы и зачастую придерживаются максималистических требований. Как следствие, переговоры точно не будут ни простыми, ни быстрыми, если только не произойдет что-то экстраординарное».