Фото: AA

Спустя несколько дней после падения самолета Embraer Legacy в Тверской области гибель лидера ЧВК «Вагнер» признали на официальном уровне. Сначала о Пригожине, как об уже погибшем, высказался президент России Владимир Путин: «Пригожина я знал очень давно, с начала 1990-х. Это был человек сложной судьбы». Однако на тот момент даже Путин оговаривался, что на гибель лидеров «Вагнера» указывают лишь «первичные данные».

Точку в этом вопросе поставил Следственный комитет, уже 27 августа. «В рамках расследования крушения самолета в Тверской области завершено проведение молекулярно-генетических экспертиз. По их результатам личности всех 10 погибших установлены, они соответствуют списку, заявленному в полетном листе», — заявили в ведомстве.

Напомним, что сразу после крушение самолета появилось немало конспирологических версий, что лидер наемников специально запутал возможных преследователей и сел в другой бизнес-джет, но сейчас подобные предположения можно встретить только в совсем маргинальных источниках.

Африка дистанцируется

Как подтвердил в своей речи Владимир Путин, накануне гибели Евгений Пригожин вернулся из Африки, где дислоцирована значительная часть его личного состава. Судя по всему, у лидера наемников были серьезные планы на будущее.

Список стран континента, в которых ЧВК «Вагнер» имело влияние при Пригожине, весьма велик и, что примечательно, многие из них граничат друг с другом: Ливия, Судан, Мали, ЦАР, Буркина Фасо, Нигер и Мозамбик. В некоторых случаях даже западные аналитики признают — уход российских наемников может создать вакуум, который попытаются занять другие игроки, и тогда и без того нестабильные регионы погрузятся в настоящую войну. Один из таких примеров — Мали.

Еще более полагалась на «Вагнера» в вопросах обеспечения безопасности Центрально-Африканская Республика (ЦАР). По данным газеты The Wall Street Journal, именно с ее президентом Фостен-Арканжем Туадера Пригожин встречался в свои последние дни. С другой стороны, сотрудничество Банги и Москвы имеет и более официальную составляющую — на уровне Минобороны РФ. Это дает советнику президента ЦАР Фиделю Гуанджике основания утверждать, что смерть Пригожина не повлияет на ситуацию в стране.

«У нас есть соглашение с Россией об обороне, и находящиеся в стране военизированные формирования продолжат свою работу, как и прежде. Они найдут другого руководителя, — сказал он в интервью. — Что касается торговых отношений, у россиян есть лицензии на добычу полезных ископаемых, пивоваренный завод и на лесное хозяйство. Это не изменится, даже если Евгения Пригожина больше не будет».

Кстати, как утверждают собеседники WSJ, процесс отдаления от ЧВК «Вагнера» власти ЦАР начали еще до гибели Пригожина — но после попытки мятежа. Якобы во время форума «Россия-Африка» Кремль попросил президента Туадеру сократить связи с одиозным лидером наемников.

При этом в Ливии, как заявил WSJ управляющий директор консалтинговой фирмы в сфере безопасности Libya Desk Мохамед Эльярх, похожее решение было принято без подсказки из Москвы. «Они чувствовали, что, если они сделают это в России, они смогут сделать это и в Бенгази», — пояснил он логику окружения полевого командира Халифа Хафтара — лидера мятежников, которые контролируют часть страны и сотрудничали с «Вагнером».

По данным Мохаммеда Эльярха, теперь в Ливии будет создана новая частная военная компания под руководством российских силовиков, однако ее личный состав, вероятнее всего, будет представлен бывшими «вагнеровцами». Офицер ливийских спецслужб, с которым поговорило издание, подтверждает это, и даже передал слова, якобы сказанные замминистром обороны России Юнус-Бек Евкуровым и Халифу Хафтару во время недавнего визита 22 августа.

На то, что ЧВК «Вагнер» передаст свои зарубежные проекты новым управляющим, указывают и косвенные факты: со дня смерти Евгения Пригожина перестали отвечать телефоны для набора новых бойцов. — «Работа по набору новых кадров началась перед поездкой (Пригожина — TRT на русском) в Африку, — пояснил газете «Московский Комсомолец» сотрудник офиса «Вагнера» в Санкт-Петербурге. — Но сейчас она не ведется, на данный момент все приостановлено».

«Ну тут, конечно, можно только гадать, как ситуация с «Вагнером» будет развиваться дальше, — сказал TRT на русском африканист Алексей Целунов. — В первую очередь многое будет зависеть от того, насколько и как эти подразделения будут продолжать бесперебойно снабжаться всем необходимым. И что будет с командованием: не попадут ли они в большую зависимость от местных источников финансирования, политических раскладов или конъюнктуры. У меня была некая гипотеза, что цель Вагнера заключалась в том, чтобы пробить себе логистические маршруты через весь континент от Камеруна через ЦАР и Судан к побережью Красного моря и на север в Средиземноморье в Ливию и установить эдакую квазиконфедерацию антизападных режимов. Но, возможно, никакой четкой стратегии на самом деле не было. Пригожин и его люди просто пытались продавать свои услуги местным автократам по демпинговым ценам, попутно выискивая месторождения, которые можно взять под свой контроль».

Фото: AA

По данным источников западных СМИ, контроль за африканской империей Пригожина постепенно пытается получить Главное управление Минобороны России (ГРУ), а именно — генерал Андрей Аверьянов. Как отмечает Financial Times, лидера наемников предупреждали о таком «перераспределении собственности», но он попытался сохранить контроль над активами.

Белорусская пустошь

Не менее интригует и судьба той части ЧВК «Вагнер», которые после мятежа передислоцировались в Беларусь и разместились в полевом лагере близ деревни Цель Могилевской области. Как отметил в беседе с TRT на русском военный эксперт Дмитрий Кузнец, часть палаток в нем стали разбирать еще до смерти Пригожина. На это указывают спутниковые снимки, опубликованные «Радио Свобода».

Сразу после известий о гибели Евгения Пригожина были предположения, что его бывшие подчиненные могут предпринять что угодно — вплоть до нового похода на Москву по трассе М1 вместо М4. Но все это, как указывает Кузнец, оказалось пустыми опасениями. «Судя по Telegram-каналам разной степени связанности с «Вагнером», они там сейчас в прострации, — сказал он. — Никакого реального совместного заявления командиров так и не прозвучало. Думаю, теперь каждый пойдет своей дорогой, а кто-то конечно, перейдет в окологосударственные структуры».

В свою очередь президент Беларуси Александр Лукашенко попытался убедить всех, что с лагерем «Вагнера» в Могилевской области ничего не произойдет. ««Вагнер» жил, «Вагнер» жив и «Вагнер» будет жить в Беларуси, как бы кому-то это ни не хотелось. Мы еще с Пригожиным выстроили систему, как будет у нас располагаться «Вагнер». Почему мы лишние палатки убираем — столько не надо. Здесь остается ядро, кто-то уехал в отпуск, кто-то вообще решил жить в стороне, но телефоны, адреса, пароли, явки в этом ядре известны. В течение нескольких дней все будут здесь, до 10 тысяч человек, — сказал белорусский лидер. — Сейчас нет необходимости их здесь держать. Они будут приезжать сюда определенными партиями на подготовку. Если Россия захочет отсюда брать людей на ротацию в Африку, пожалуйста, мы не против, пусть здесь находятся те люди. Мы помогаем и поддерживаем их, поэтому никуда они не бегут. Столько, сколько нам надо и этому подразделению, они будут у нас жить и работать».

По мнению бывшего белорусского дипломата Павла Слюнкина, лишенные тяжелого вооружения, а теперь и централизованного командования отряды «Вагнера» в Беларуси не представляют серьезной опасности ни для Минска, ни для Москвы. «Однако мнение Лукашенко по поводу их судьбы будет факультативным, — отметил Слюнкин в беседе с TRT на русском. — Мы знаем, что Лукашенко всегда откладывает высказывания по наиболее острым вопросам. Например, на заявление Москвы о размещении в Беларуси ядерного оружия он отреагировал спустя шесть дней. Полагаю, что одним из сценариев могло бы стать поглощение части вагнеровцев белорусскими силовыми структурами, но у белорусского бюджета вряд ли есть на это средства».

TRT Russian
Выбор редактора