Пошли в отказ
Морские поставки российской нефти сокращаются несколько недель подряд. В частности меньше закупать стали Китай и Индия — основные импортеры черного золота.
Так, в ноябре объем отгрузок в Поднебесную снизился на две трети от среднемесячного показателя, подсчитали в Rystad Energy AS.
В Индию — на 66% по сравнению с октябрем, говорится в отчете аналитической фирмы Kpler.
Страны разные, а причина сокращения импорта нефти одна — американские санкции против ЛУКОЙЛа и «Роснефти».
22 октября Минфин США ввел рестрикции в отношении двух российских нефтяных гигантов.
Вашингтон дал лишь месяц, чтобы свернуть операции с этими компаниями и их «дочками». Позже срок пролонгировали до 13 декабря.
В результате крупнейшие китайские государственные компании приостановили закупку российской нефти. Причем даже частные нефтепереработчики, которые обычно идут на больший риск, начали избегать поставок из России.
Это вполне понятно. Никто не хочет оказаться на месте одного из заводов частной компании Shandong Yulong Petrochemical. За работу с Россией предприятие попало в черный список ЕС и Великобритании. После этого многие поставщики попросту отказались поставлять ему ближневосточную и канадскую нефть.
Индийские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) также пошли в отказ. Пять из семи предприятий республики заявили, что после 21 ноября не будут закупать российское черное золото.
Государственная Indian Oil Corp. приобрела несколько партий нефти после того, как США объявили о санкциях. Организация успела до их вступления в силу.
Но есть исключения. Например, Nayara, полностью зависящая от российских энергоресурсов. Она продолжает принимать грузы, пишет Bloomberg.
Ни баррелем меньше
Впрочем, в Нью-Дели не сидят сложа руки. Там продумывают как обойти американские санкции. Как сообщает Bloomberg, индийские банки готовы финансировать торговлю российской нефтью. Но есть ряд условий. Первое — работать только с продавцами, которые не включены в санкционные списки. Для этого кредиторы будут тщательно проверять танкеры и происхождение энергоресурсов.
Второе — расчеты будут проводить в дирхемах ОАЭ и китайских юанях.
Усиленный контроль, безусловно, замедлит сделки по покупке российской нефти, предупреждают эксперты. Но таким способом удастся сохранить львиную долю торгового потока между странами. Потерять отработанный за многие годы процесс не хочется ни одной из сторон.
Индия не сможет легко заменить российскую нефть, говорит ведущий аналитик Kpler Сумит Ритолия. Без нее расходы страны на импорт энергоресурсов могут вырасти более чем на $9-11 млрд.
Поэтому, по словам эксперта, вряд ли Нью-Дели откажется от российского сырья. К тому же найти другого поставщика 2 млн баррелей в сутки непросто.
Необходимо диверсифицировать каналы поставок.
России тоже невыгодно терять такого покупателя как Индия. Неслучайно сейчас нефть предлагается индийским НПЗ по самой низкой цене за последние два года. Скидка на марку Urals составляет $7 за «бочку». До октябрьских санкций США она равнялась $3.
Продолжить сотрудничество также планируется с Китаем. Как заявил вице-премьер России Александр Новак, обсуждается увеличение экспорта нефти в КНР. В том числе речь идет о продлении на 10 лет поставок через Казахстан.
Причем Россия не намерена сокращать добычу нефти, добавил чиновник.
По прогнозу МЭА, к 2030 году суммарно потребление нефти Китая и Индии составит почти 4 млн баррелей в сутки. В КНР спрос на черное золото подстегивает нефтехимический сектор. В Индии — потребление дизеля. Его активно используют в строительстве и для грузовых перевозок.
Для сравнения: в 2020-2024 гг. Россия экспортировала сырой нефти и конденсата в среднем 5 млн «бочек» в сутки. В первой половине этого года — 4,3 млн баррелей в сутки.
Обойти острые углы
Безусловно, американские санкции против ЛУКОЙЛа и «Роснефти» не пройдут бесследно. Однако говорить об их критическом влиянии на российский нефтяной сектор преждевременно, считают эксперты.
Нефть — высоколиквидный товар. А ее экспорт в последние годы показывает гибкость и устойчивость.
Кроме того, российская экономика уже обрела определенный иммунитет к ограничениям. Главный вопрос сейчас — как быстро произойдет адаптация к новым.
«В этом направлении уже работают апробированные механизмы. Во-первых, развитый теневой флот. Во-вторых, расчеты с Китаем все чаще идут в юанях и рублях, минуя доллар, что защищает от западных рестрикций. В-третьих, есть межправительственные соглашения, как ВСТО, которые сложнее затронуть новыми мерами», — сказал TRT на русском основатель «Школы Практического Инвестирования» Федор Сидоров.
К слову, трубопровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» имеет мощность в 80 млн тонн нефти в год. Из них около 30 млн тонн направляются в Китай. Другая часть доходит до порта Козьмино. Оттуда на танкерах сырье также отправляется преимущественно в КНР.
Что касается морских поставок, то здесь многое будет зависеть от самих покупателей российской нефти.
По мнению экспертов, многие из них прибегнут к цепочкам посредников. Они будут использовать разные дочерние компании, операции с ложными флагами. Как пример можно привести покупку Китаем малайзийской нефти, которая на деле — иранская.
По оценке аналитиков, потребуются недели и месяцы на перестройку торговых цепочек и маршрутов доставки.
Конечно, в сложившихся условиях Россия столкнется с конкурентами. Спрос на нефть по-прежнему растет как на азиатском рынке в частности, так и на мировом.
Но если западные страны введут дополнительные санкции, то предложение существенно снизится, говорит Федоров. Следом вырастут цены на нефть. Во такой замкнутый круг получается: чем жестче санкции, тем дороже нефть.
















.jpg?width=512&format=webp&quality=80)





