На пороге системного кризиса. Почему не растет экономика ЕС?
Старение населения, долги свыше 100% ВВП и дорогая энергия загнали экономику ЕС в глубокий кризис
ЕС переживает трудные времена. Экономика толком не растет как в целом блоке, так и в отдельных странах. Сказывается демографический кризис. Плюс стремительно растут долги, а доходы падают. Что ждет европейцев в будущем — в материале TRT на русском
Нулевой рост
Четвертый год подряд ЕС показывает незначительный рост ВВП. Поквартально показатель исчисляется лишь десятыми долями процента. Годовая динамика выглядит чуть лучше. Однако все еще заметно отстает от доковидного уровня. Так, например, в прошлом году экономика Европейского союза прибавила лишь 1%.
В 2025 -м ситуация практически не изменилась. По итогам третьего квартала, ВВП ЕС вырос на 0,3%, сообщает Евростат. Вышли в небольшой плюс Швеция, Португалия и Чехия. Снижение ВВП зафиксировали в Литве, Ирландии и Финляндии.
Не радуют также крупнейшие экономики ЕС. Так, Германия и Италия показали нулевой рост. Франция — 0,5%. Испания — 0,6%.
Основная причина структурного кризиса в Европейском союзе — стагнация производительности труда, сказал TRT на русском заместитель начальника отдела биржевой торговли WhiteBird Ян Пинчук. «За последние два десятилетия прирост этого ключевого показателя в ЕС не превысил 20%, что выглядит особенно слабо на фоне 54-процентного скачка в США», — отмечает эксперт.
И здесь решающую роль играет демографический фактор. Европейцы стремительно стареют. В ЕС доля людей старше 65 лет увеличилась с 16% в 2004 году до нынешних 22%.
За тот же период тех, кому за 80 лет, стало больше почти в полтора раза.
Хуже всего дела обстоят у Италии, где суммарный коэффициент рождаемости снизился до 1,18. Это значительно ниже коэффициента воспроизводства населения. Сейчас он превышает 2 — именно столько должна родить одна женщина для поддержания стабильной численности населения.
Погрязли в долгах
Как поясняют эксперты, прогрессирующее старение европейцев не просто тормозит экономику. Оно создает дополнительную нагрузку на здравоохранение, пенсионные фонды и рынок труда. «Провоцирует постоянный рост социальных обязательств государств. Эта тенденция ведет к устойчивому дефициту бюджетов», — продолжает Ян Пинчук.
В 10 странах-участниц ЕС, во главе с Италией, Венгрией и Румынией, дыра в казне превышает 3%.
В то же время в Европе, как и во всем мире, борются с разогнавшейся инфляцией.
В таких условиях ничего другого не остается, как занимать средства. Однако из-за недостатка финансовой дисциплины страны-члены ЕС оказались в долговой ловушке.
И это при том, что по правилам блока государственный долг не должен превышать 60% ВВП. Но на деле в большинстве государств ЕС этот показатель превышает допустимый порог.
Так, в Греции, Италии, Франции, Бельгии и Испании госдолг уже давно перевалил за 100%. Еще у 13 стран составляет более 60% ВВП.
Один из ярких примеров растущей долговой нагрузки — Франция. Из-за затянувшегося политического кризиса республика уже стала ахиллесовой пятой всей финансовой системы ЕС. На конец первого квартала 2025 года ее долговое бремя достигло 3,3 трлн евро или 114,1% от ВВП.
Ожидается, что негативная динамика продолжится. По прогнозам Fitch, к 2027 году государственный долг Франции может вырасти до 121% от ВВП.
Дорогой ценой
Тем временем экономика Германии также испытывает трудности. Причем уже третий год подряд. Как отмечают в Немецкой торгово-промышленной палате, пока признаков восстановления не видно. Ситуация лишь усугубляется. За последние два года в производственном секторе ФРГ работы лишились около 300 тыс. человек. Еще более трети предприятий сократят персонал, прогнозируют в Институте экономики Германии.
Основная причина — отказ от российских энергоресурсов. В результате тарифы в республике стали одними из самых высоких в Европе. И не только. «Цифры красноречивы: в этом году цена на промышленную электроэнергию в Германии достигла 23 евроцентов за кВт/ч, тогда как в США — лишь 8,4 евроцента», — отмечает Ян Пинчук.
Это серьезно ударило по конкурентоспособности ключевых отраслей. В первую очередь по металлургии, машиностроению и химической промышленности.
В результате крупные компании, такие как Volkswagen, BASF и Siemens, начали переносить производства в другие страны. В основном в Соединенные Штаты. За океаном привлекают более дешевая энергия, налоговые послабления и самое главное — беспрепятственный выход на американский рынок.
Европейские производители также активно перебираются в Китай. Здесь они получают широкий доступ к ресурсам и компонентам, необходимым для выпуска товаров.
«С 2022 года в рамках санкционной политики ЕС отказался от дешевых российских углеводородов. Это, в свою очередь, привело к кратному росту энергетических затрат и закрытию энергоемких производств в европейских странах», — подчеркнул в беседе с TRT на русском заведующий кафедрой логистики Финансового университета Иван Петров.
Чем дальше, тем сложнее
Подлил масло в огонь также Дональд Трамп. Американский президент в этом году повысил пошлины на европейские товары с 2,5 % до 15 %.
Ужесточение торговли между ЕС и США влетит европейцам в копеечку. Так, потери только одной Германии составят около 30 млрд евро в год, подсчитали в Deloitte. Сильнее всего от увеличения торговых тарифов пострадают машиностроение и фармацевтика.
Как отмечают эксперты, в условиях замедления роста производительности труда европейские страны потеряли свою промышленную конкурентоспособность. Особенно по сравнению с США.
Так, за последние 15 лет экономика ЕС сильно отстала от американской. Соединенные Штаты за это время сделали прорыв в области технологий и цифровой трансформации.
Между тем европейцам на пятки наступают китайцы. Наглядно это видно на примере автопроизводителей. По прогнозам экспертов, бренды из Поднебесной уже в этом году займут около 5% европейского рынка. К 2030 году показатель и вовсе составит 10%.
Из-за падающего спроса и растущей конкуренции со стороны китайских компаний, автопроизводители ЕС будут вынуждены закрыть заводы. Так, сейчас средняя загрузка производственных мощностей в ЕС составляет всего 55%. Причем, львиная доля предприятий становится убыточной. Хуже всего положение у концерна Stellantis, чьи европейские заводы, загружены лишь на 45%.
В долгосрочной перспективе разрыв с конкурентами увеличится, а низкие темпы экономического роста станут более заметными, предупреждают эксперты.
Более того, по их словам, дефицит бюджета продолжит расти в большинстве стран ЕС. А вместе с ним и государственный долг. И тут уже сработает принцип домино. Долговые кризисы в ЕС вызовут турбулентность на мировых рынках.