Погрязли в долгах
До пандемии коронавируса мировой государственный долг составлял примерно 85% ВВП, говорится в октябрьском отчете Международного валютного фонда (МВФ). А уже в 2020 году показатель вырос до 98,7% ВВП.
Впрочем это неудивительно. Тогда одна страна за другой вводили локдауны. Одновременно замедлялась экономическая активность, а налоговые поступления сокращались.
Пандемия COVID-19 стала бременем для глобальной системы здравоохранения. А изоляция сильно подорвала мировую экономику.
В таких условиях правительствам не оставалось ничего другого, как брать еще больше займов.
В результате глобальный госдолг к 2022 году достиг $92 трлн, подсчитали в ООН.
Эксперты надеялись, что после пандемии страны все же смогут вылезти из долговой ямы.
Однако этого не случилось. Наоборот обязательства лишь нарастают, как снежный ком.
По прогнозам аналитиков МВФ, в этом году мировой госдолг достигнет 94,7%.
Дальше — больше, предупреждают в фонде. На фоне геополитической напряженности спрос на заимствования будет только увеличиваться. «А это означает очередное давление на бюджеты государств. Затраты на оборону, энергетическую безопасность, борьбу с изменением климата и здравоохранение создают постоянный дефицит. Дыру в казне приходится покрывать заимствованиями. При этом эпоха дешевых денег осталась в прошлом — процентные ставки значительно выросли. Обслуживание долга становится все более дорогим», — поясняет TRT на русском ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев.
По оценке Международного валютного фонда, к 2029 году мировой государственный долг достигнет 101,1% ВВП. Это будет самый высокий уровень с 1948 года.
При «крайне неблагоприятном» сценарии показатель вовсе вырастет до 124 %.
Побили антирекорды
Впрочем уже сейчас у многих крупных экономик мира госдолг составляет больше 100% ВВП, говорится в отчете Международного валютного фонда.
Основатель High Yield Economics Дэниэл Альтман даже предложил новый термин D7 — «Большая долговая семерка», в которую входят Канада, Франция, Япония, Испания, Италия, Великобритания и США.
По оценке аналитиков МВФ, антилидер — Соединенные Штаты, где госдолг в этом году ожидается на уровне 125% ВВП. В следующем он увеличится до 128,7%. В 2027-м — до 132,7%. В 2028-м — до 136,6%. В 2029-м превысит 140%.
К слову, по данным ООН, в прошлом году госдолг на одного американца составлял $103,7 тыс.
Как поясняют эксперты, в таком положении США оказались из-за структурных причин. «Это те факторы, которые формируют хронический дефицит бюджета. Главный из них — стареющее население. Увеличение доли пожилых граждан приводит к росту расходов на Social Security и Medicare/Medicaid. Эти программы составляют более 50% федеральных расходов, и их доля постоянно растет», — поясняет заместитель начальника отдела биржевой торговли WhiteBird Ян Пинчук.
Старение населения в свою очередь замедляет производительность труда и рост ВВП. Необходимо стимулировать экономику. Для этого власти запускают печатный станок. Однако эмиссия — не лучший способ пополнить казну. Она приводит к обесцениваю денег.
Военно-промышленный комплекс — еще одна из основных бюджетных статей. «США несут огромные затраты на оборону, превышающие $1 трлн в год, включая поддержку союзников, глобальное военное присутствие и так далее», — продолжает эксперт.
Между тем помимо структурных причин увеличения госдолга США, есть и локальные. «Это те, что зависят от решений Белого дома и Конгресса. Как показали последние 25 лет, никто не хочет сокращать расходы или повышать налоги перед выборами. Вместо этого расширяют фискальные программы и различные налоговые льготы. Растут процентные ставки. Отсюда обслуживание долга становится еще более обременительным для бюджета», — говорит Ян Пинчук.
А есть ли выход?
После США в рейтинге антилидеров расположился Китай. По прогнозу МВФ, в этом году государственный долг Поднебесной составит 96,3% ВВП. А в следующем показатель уже достигнет 102,3%. А при сохранении трендов к 2030 году он превысит 116%.
И если раньше в МВФ рассчитывали, что страны смогут снизить или хотя бы стабилизировать уровень госдолга, то сейчас надежды мало.
В организации призывают власти отнестись к проблеме серьезнее. «Риски, связанные с государственным долгом, широко распространены и могут привести к еще более быстрому накоплению долга. Политикам необходимо действовать немедленно, чтобы удержать его под контролем и сдержать долговые риски», — сообщил руководитель департамента бюджетно-налоговых отношений МВФ Витор Гаспар.
О грядущих проблемах в мировой экономике предупреждает и Дэниэл Альтман. По его словам, сложившаяся ситуация напоминает финансовые кризисы 1990 годов в Азии и России. Только сейчас она имеет более значительные масштабы. «Достаточно одной лишь «костяшки домино», чтобы запустить цепную реакцию, ведущую к глобальному валютному кризису», — говорит Альтман.
Главная опасность растущей долговой нагрузки в мире — снижение маневра для будущего роста, говорят эксперты. «Высокие расходы на обслуживание долга отвлекают ресурсы от критически важных инвестиций в инфраструктуру, образование и здравоохранение», — говорит Игорь Расторгуев.
Для стран с развивающейся экономикой это также означает повышенную уязвимость перед любыми новыми потрясениями. Плюс рост стоимости заимствований на международных рынках. При худшем развитии событий страны столкнутся с беспрецедентным по масштабам долговым кризисом. А он, безусловно, болезненно отразится на благосостоянии населения.
Поэтому Международный валютный фонд справедливо указывает на необходимость для каждой страны «навести порядок в собственном фискальном доме». Это подразумевает не резкое сокращение расходов, а скорее разумное перераспределение ресурсов в рамках среднесрочных бюджетных планов. Кроме того, стоит повысить эффективность налоговых систем и прозрачность управления долгом.


















