Иран, уже страдающий от инфляции более 40%, перебоев с электричеством и водой, готовится к еще более тяжелым временам. 27 сентября Совбез ООН восстановил жесткие санкции против страны из-за ее ядерной программы после провала многосторонних переговоров на полях Генассамблеи.
Санкции оказались шире действующих американских и могут окончательно подорвать экономику Ирана, пишет The New York Times (NYT).
Ограничения связаны со спором Европы и Тегерана о соблюдении соглашения 2015 года и решением Ирана не допускать международных инспекторов после июньских ударов США и Израиля по ядерным объектам. Госсекретарь США Марко Рубио заявил, что «мир не будет мириться с угрозами» и Тегеран будет привлечен к ответственности.
Меры включают заморозку активов, запрет на поездки для ряда структур и лиц, а также разрешают странам досматривать грузы, следующие из Ирана по воздуху и морю, включая нефтетанкеры. Ирану запрещено обогащать уран на любом уровне, запускать ракеты с ядерным потенциалом и передавать связанные технологии. Также восстанавливается эмбарго на поставки оружия.
Президент Ирана Масуд Пезешкиан назвал санкции «несправедливыми и незаконными» и заявил, что решение об ответных мерах будет принято после консультаций в Тегеране. В субботу МИД Ирана отозвал послов из Британии, Франции и Германии для консультаций.
Санкции пришлись на особо трудный момент, отмечает NYT. Страна до сих пор оправляется после 12-дневной войны с Израилем в июне, в ходе которой США ударили по трем ядерным объектам. Энергетический и водный кризис уже привел к веерным отключениям в городах.
«Эти санкции усиливают и без того серьезное давление на экономику», — отметил аналитик Crisis Group Нейсан Рафати.
Европа обвиняет Тегеран в нарушении сделки — в обогащении урана до 60% (против 3,5% по соглашению) и накоплении 400 кг высокообогащенного урана. Пезешкиан утверждает, что программа носит мирный характер, а ускорение обогащения стало ответом на выход США из сделки в 2018-м.
На фоне новостей риал на черном рынке в субботу упал на 4%. Бизнес и промышленность готовятся к падению спроса, проблемам с импортом, страхованием, банковскими расчетами и перевозками.
«Наибольшее давление ляжет на малые и средние предприятия, которые составляют более 90% промышленных единиц и около половины занятости», — сказал в беседе с NYT глава Совета промышленников Ирана Мехди Бостанчи.



















