Война и мир: почему не стоит ждать завершения конфликта РФ и Украины?
ПОЛИТИКА
4 мин чтения
Война и мир: почему не стоит ждать завершения конфликта РФ и Украины?О главных препятствиях на пути мирного урегулирования и почему в обозримом будущем говорить о реальном прогрессе не приходится — в материале TRT на русском
Конфликт между РФ и Украиной может затянуться / TRT Russian
Автор Author
23 декабря 2025 г.

Начиная с осени активизировались разговоры о вероятности мира между Россией и Украиной. Этот вопрос волнует жителей обеих стран. По данным «Левада-Центра», если бы у россиян была возможность задать вопрос президенту Владимиру Путину во время прямой линии, каждый пятый поинтересовался бы тем, когда закончатся военные действия.

Результаты опросов в Украине разнятся, но, по данным украинской исследовательской компании Gradus Research, доля граждан, ожидающих завершения конфликта к концу 2025 года, выросла до 37%.

Эти настроения во многом подпитываются заявлениями политиков. В первую очередь — президента США Дональда Трампа, который не скрывает стремления добиться Нобелевской премии мира. «Переговоры идут хорошо», — заявил он, комментируя ход мирного процесса.

Президент Украины Владимир Зеленский, в свою очередь, говорит о наличии конкретных подвижек: «Есть 20 пунктов плана — возможно, не все там идеально, но план существует. Есть гарантии безопасности между нами, европейскими странами и США, есть рамочный документ».

В России к инициативам, разработанным при участии Евросоюза, относятся скептически. Однако и там декларируют готовность к миру. «Очень бы хотелось, чтобы в следующем году мы жили в условиях мира и без каких-либо военных конфликтов», — отметил президент России Владимир Путин.

О главных препятствиях на этом пути и о том, почему все-таки мира между странами в ближайшее время не будет — в интервью с экспертом Финансового университета при правительстве РФ Денисом Денисовым.

— Изменился ли подход РФ и Украины к переговорам за последние месяцы?

— У меня лично нет ощущения, что здесь произошли какие-то серьезные изменения. Стороны по-прежнему остаются на максималистских позициях. И это точно не производит впечатление ориентации на достижение какого-то конкретного и серьезного результата.

Несмотря на заявления о том, что якобы 90% базового документа согласовано, существует слишком большое количество очевидных противоречий, которые скорее говорят об обратном.

Территориальный вопрос называют самым сложным для решения. Какие факторы могут изменить позиции обеих сторон к этому вопросу?

— Прежде всего, разумеется, военно-стратегический фактор. Если российским войскам удастся полностью занять территории, которые, согласно Конституции РФ, считаются российскими, это, безусловно, в значительной степени упростило бы саму дискуссию. Хотя и это вовсе не означало бы, что при отсутствии капитуляции со стороны Украины эти границы автоматически были бы признаны украинской стороной.

Второй фактор — это, конечно, позиция партнеров Украины. Пока сохраняется абсолютно однозначная и жесткая позиция европейских стран, которые продолжают и, судя по всему, будут продолжать финансировать Украину и поставлять ей вооружение, страна будет способна оказывать пусть и разное по качеству, но все же сопротивление.

В такой ситуации говорить о каком-то компромиссе по территориальному вопросу, на мой взгляд, точно не приходится.

Если что-то произойдет радикальное на фронте, то тогда можно будет задуматься об этом вопросе. Пока же реального выхода из этой ситуации, я не вижу.

— Какие вопросы стороны уже могли согласовать? О каких 90% может идти речь?

— Честно говоря, исходя из той информации, которая попадала в СМИ, в том числе начиная с 28 пунктов, подготовленных американскими представителями, я бы не стал забегать вперед и делать выводы относительно этих 90%. Пока что сама цифра в 90% выглядит для меня не слишком логично.

Да, теоретически там действительно могут присутствовать отдельные пункты, которые потенциально могут лечь в основу будущих договоренностей. Но это совершенно не означает, что речь идет о финальных вариантах этих пунктов или каких-то фундаментальных формулах, которые в итоге таковыми и останутся.

Я еще раз подчеркну: слишком сильно различаются позиции сторон по целому ряду ключевых вопросов, чтобы настолько уверенно говорить о 90% якобы согласованных положений.

Но если рассуждать теоретически, то могут быть согласованы обмен удерживаемыми лицами и весь гуманитарный блок: поиск пропавших без вести, обмен телами погибших и все в этом духе.

Если взять экономический блок, то там стоит вопрос, который в украинской интерпретации формулируется как репарации и восстановление. И я сильно сомневаюсь, что на данный момент по этой теме существует хоть какое-то согласие. То же самое касается и атомной тематики.

У меня, честно говоря, гораздо больше примеров пунктов, которые пока точно не согласованы, чем тех, по которым можно говорить о каком-то прогрессе.

— Прослеживается ли если не перемирие, то хотя бы режим прекращения огня в обозримом будущем?

— Не прослеживается. В нынешней ситуации режим прекращения огня фактически означает заморозку конфликта. При этом мы знаем, что российская позиция базируется на приоритете урегулирования конфликта через устранение первопричин.

Разве Украина уже согласилась на все базовые требования Российской Федерации? Нет, этого не произошло. А значит, нет и самого процесса, который мог бы к этому привести.

Кроме того, режим прекращения огня имеет огромное количество модальностей и фактически состоит примерно из 50 дополнительных пунктов. И я очень сомневаюсь, что их сейчас кто-то всерьез не согласовывает.