Как Палестина окончательно расколола западный мир
ВОЙНА В ГАЗЕ
7 мин чтения
Как Палестина окончательно расколола западный мир80-я сессия Генассамблеи ООН запомнилась парадом признаний Палестины западными странами на фоне демонстративного бойкота со стороны США и Израиля. О последствиях этого решения — в материале TRT на русском
Как Палестина окончательно расколола западный мир

В зале Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2025 года произошло то, чего не случалось с самого основания современного международного порядка — одна за другой западные державы поднимались с мест, объявляя о признании Государства Палестина. Франция, Канада, Австралия — страны, которые долгие годы осторожно балансировали между дипломатическими формулировками, наконец произнесли решающие слова.

80-я сессия Генеральной Ассамблеи, проходившая под девизом «Работать сообща: 80 лет совместной работы во имя мира, развития и прав человека и путь вперед», стала свидетелем поистине дипломатического землетрясения. За одни сутки баланс западной поддержки на Ближнем Востоке сместился в пользу палестинской стороны: теперь палестинскую государственность признают уже три четверти из 193 стран-членов ООН.

Пока в залах штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке звучали речи о необходимости решения на основе двух государств, пустые кресла израильской и американской делегаций красноречиво свидетельствовали о сохраняющихся препятствиях на пути палестинской государственности. После ряда признаний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в своем ответном видеообращении был категоричен: «Этого не будет. Никакого палестинского государства не будет основано к западу от реки Иордан».

Волна признаний

Президент Франции Эммануэль Макрон в ходе выступления с трибуны ООН заявил, что время палестинской государственности «пришло». «Именно поэтому, верная своим историческим обязательствам на Ближнем Востоке и принципам мира между Израилем и палестинцами, я заявляю, что сегодня Франция признает Государство Палестина», — заявил он.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе выступления был более прямолинеен, в очередной раз охарактеризовал происходящее в Газе геноцидом и призвал к немедленному прекращению огня.

Премьер-министр Канады, объявляя о признании государства Палестины, подчеркнул, что это делается «для обеспечения возможности мира и решения на основе двух государств». Его австралийский коллега Энтони Албаниз был более жестким в оценках, призвав Израиль принять свою «долю ответственности» за гуманитарную катастрофу в Газе: «Десятки тысяч мирных жителей убиты, отчаявшиеся люди, включая детей, лишены жизненно важной помощи; убиты гуманитарные работники, включая австралийцев, убиты журналисты, пытавшиеся донести правду».

Президент Палестины Махмуд Аббас назвал признание палестинского государства еще шестью странами «значительным и необходимым шагом» на пути к достижению справедливого и долгосрочного мира. По его словам, признание права палестинского народа на самоопределение, свободу и независимость откроет дорогу для реализации решения палестино-израильского конфликта по принципу «два государства».

Вызовы международному порядку

Именно безжалостная израильская военная кампания в секторе Газа стала причиной того самого дипломатического землетрясения, политического вызова, который заставил даже бывших союзников еврейского государства пересмотреть свои оценки.

Следователи ООН недавно пришли к выводу, что Израиль совершает геноцид в Газе, где с октября 2023 года погибли более 65 300 человек. По данным медиа-офиса правительства Газы, Израиль также убил 249 палестинских журналистов в осажденном прибрежном эксклаве.

Вызовы международной системе остаются беспрецедентными, но одно ясно: 80-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН войдет в историю как важная веха в израильско-палестинском конфликте.

На фоне продолжающихся конфликтов в Газе и Украине, растущей критики эффективности ООН и попыток реформирования международной системы, волна признаний Палестины ставит перед экспертным сообществом принципиальные вопросы. Какое будущее ждет палестинскую государственность? Какое значение имеет для разрушенного войной сектора эта дипломатическая поддержка?

С этой целью TRT на русском побеседовал с востоковедом, публицистом, автором Telegram-канала «Восточные ворота» Андреем Онтиковым и старшим преподавателем РУДН, доктором политологии университета Зальцбурга Камраном Гасановым.

— В чем заключается значимость 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН?

Камран Гасанов: — Главное ожидание от 80-й сессии ГА состояло в признании Палестины около десятью странами. Ведь они уже месяц подогревали информационное пространство, и все ломали голову над вопросом — признают Британия, Франция и другие Палестину или испугаются Америки.

Андрей Онтиков: — 80 лет — это значимая дата, достаточно много времени прошло. Важность проведения сессии Генеральной Ассамблеи в 80-й раз отражает то, что механизмы, заложенные в функционирование ООН, пусть и порядком заржавели, пусть где-то шестеренки подзаклинили, но в целом вся эта машина работает, и страны по-прежнему собираются, чтобы обсудить ключевые события в мире.

Что еще более важно — сессия Генассамблеи ООН дает возможность провести ряд двусторонних встреч, кулуарные переговоры. То, что мы видим за закрытыми дверями, а не на трибуне, куда важнее для поиска взаимопонимания по ключевым проблемам. Понятно, что есть масса неразрешимых противоречий, по крайней мере, они такими кажутся на данный момент.

При создании ООН удалось учесть ошибки предыдущих попыток создать всемирную организацию. ООН создали на таких принципах, что быть в ООН для государства лучше, чем быть вне ООН, и поэтому все так стремятся стать членами этой организации, поддерживать свое членство. Это не отменяет того факта, что время идет, появляются новые вызовы, и уже ООН этим вызовам не всегда отвечает.

— Какую практическую пользу для палестинской государственности имеет волна признаний Палестины на 80-й сессии ГА ООН?

Камран Гасанов: — Практически признание — это одна из характеристик полноценного государства, наряду с гербом, флагом, гимном, территорией, суверенитетом и нацией. Однако в ситуации израильской оккупации и военной операции Нетаньяху признание мало помогает Палестине, если за этим не следуют шаги по защите ее независимости.

Андрей Онтиков: — Боюсь вас разочаровать — я не вижу никакой практической пользы для палестинской государственности. Палестину признают уже свыше 140 государств-членов ООН, большинство членов ООН признают Палестину как независимое государство. Идет новая волна признаний, но все эти шаги носят скорее символический характер.

Хуже того, эти шаги могут Палестине навредить, потому что мы уже слышим заявление Биньямина Нетаньяху о том, что палестинское государство никогда не будет создано. Мы слышим заявления его куда более радикальных сторонников — того же Итамара Бен-Гвира, министра национальной безопасности Израиля, который требует аннексировать Западный берег реки Иордан.

То, что мы видим — дипломатические демарши со стороны отдельных западных государств — это, конечно, хорошо, но на практике это Палестине только повредит. Никто из тех стран, которые ее сейчас признали, не собирается делать реальных, действенных, практических шагов по защите палестинской государственности и по предотвращению кризиса, который мы наблюдаем в секторе Газа.

— Почему западные страны решились признать Палестину лишь теперь?

Андрей Онтиков: — У меня складывается ощущение, что эта цепочка признаний имеет лишь отдаленное отношение к ближневосточному урегулированию. Это связано больше с противостоянием европейских стран, Австралии, ряда других западных стран с Соединёнными Штатами и конкретно с Дональдом Трампом.

Понятно, что политика Дональда Трампа в отношении европейских стран, стран НАТО, связанная с выкручиванием рук, принуждением тратить больше денег на оборону, вводом таможенных тарифов — все это им не нравится. «Жертвы» этой политики американского президента хотят, чтобы все вернулось к временам Байдена.

Дональд Трамп целиком и полностью поддерживает Израиль и его политику в секторе Газа, против него совершаются такие шаги — Трамп говорит «А», другие западные страны говорят «Б». В этом смысле кризис вокруг сектора Газа очень коррелирует с ситуацией вокруг Украины, где есть стремления американского президента достичь мирного соглашения, а в пику ему идут попытки торпедировать все подвижки на этом направлении со стороны европейцев. Такой раскол в западном лагере очевиден.

Возвращаясь к вашему второму вопросу — практическая польза для палестинской государственности может быть около нулевой, если не отрицательной.

Камран Гасанов: — Потому что ситуация дошла до крайности. Масштаб операции в Газе самый большой за всю историю. Число жертв огромное. Население стран Запада и мировое сообщество говорит о «геноциде». Европейские страны при всем партнерстве с Израилем не могут молчать. Иначе их принцип защиты свободы, прав человека и демократии уже совсем ничего не будет значить — как в мире, так и на их территории.

Но опять-таки, когда от Палестины уже ничего не осталось, признание выглядит как подачка и лицемерие, а не эффективная мера. Лучше бы они отправили миротворцев, чем признавали Палестину. Ради Израиля Европа и США отправили бы умирать своих военных.

— Почему все чаще звучит критика в адрес ООН о неспособности организации отвечать на современные вызовы? Каковы перспективы реформирования организации?

Андрей Онтиков: — В ряде случаев работа Совета Безопасности ООН, который был призван нивелировать кризисные ситуации, парализована. Резолюции, которые принимались на уровне Совбеза ООН, либо слишком вольно трактуются, как мы видели на примере ливийского кризиса, где под эгидой установления бесполетной зоны силами НАТО наносились удары по объектам гражданской инфраструктуры.

Резолюции по ближневосточному урегулированию так и не обрели свое практическое воплощение, они игнорируются Израилем, и никаких шагов по принуждению Израиля к выполнению этих резолюций не делается.

На это накладывается неготовность ряда стран искать компромиссы по ключевым проблемам, идти на уступки. Есть желание, наоборот, подливать масло в огонь, вести все к эскалации. ООН и ее Совбез сталкиваются с такими позициями, и именно поэтому работа ООН очень часто бывает парализованной.

Мы видим массу кризисов — в Судане, вокруг Палестины, другие горячие точки. Уже много лет прошло, но пока не найдено нормальных механизмов, которые бы позволяли на уровне ООН эти кризисы максимально быстро закончить.

Истории
Смертельные мины и новые удары по Газе
В Газе назвали ордер на арест Нетаньяху победой справедливости
Десятки тысяч детей в Газе лишены базовой вакцинации
Трамп: «Процесс в Газе идет хорошо»
ООН запустила кампанию по лечению детей Газы
Израиль введет смертную казнь?
Чьи войска будут защищать Газу?
СМИ: США требуют от Израиля впустить журналистов в Газу
Израильская армия провела очередные облавы
Германия выступила за ввод миротворцев в сектор Газа
Газа — самое смертоносное место для журналистов в истории
США разрешат ХАМАС уйти из Газы?
США впервые признали жестокость Израиля
ООН: атаки Израиля после перемирия — «ужасающие»
Израиль блокирует помощь для Газы
Вэнс: Израиль не контролирует Трампа
Премьер-министр Ирландии резко осудил удары Израиля по Газе
Израиль убил 100 палестинцев и «вернулся» к перемирию
Израильские удары убили более 90 палестинцев
Почему Трамп закрывает глаза на удары Израиля?