Станет ли Будапешт шагом к миру?
Президенты РФ и США Владимир Путин и Дональд Трамп намерены встретиться в Будапеште, чтобы обсудить варианты завершения войны в Украине. Полномасштабная подготовка к переговорам начнется уже в ближайшее время, заверил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Нынешний раунд вызывает больше надежд, чем предыдущие. И для этого есть несколько причин. Главный момент — ситуация на фронте приближается к патовой. Это признают как российские, так и украинские военные аналитики. Стороны встали перед выбором: проводить мобилизацию и наращивать эскалацию
в ущерб экономике, либо садиться за стол переговоров.
Во-вторых, Россия терпит серьезные убытки на фоне атак украинских БПЛА по российским НПЗ. А в минувшие выходные был поврежден крупнейший в мире газохимический комплекс в Оренбурге. Ситуация для страны пока не критическая, но последствия в виде дефицита и подорожания топлива ощутимы.
Выросла мотивация и самого Трампа. Американский президент не скрывает своего желания получить Нобелевскую премию мира, а срок подачи заявок кандидатов истекает буквально через три месяца — 31 января.
Так что формально для успеха переговоров в Будапеште созданы все условия. Но на деле все не так просто — главные противоречия остаются.
В пятницу в Белом доме прошла встреча Зеленского и Трампа. США пытались выяснить, на какие компромиссы готов пойти Киев в преддверии переговоров с Москвой.
Для украинского президента разговор оказался непростым: американский лидер повторял ключевые тезисы Кремля и настаивал на том, чтобы Украина отказалась от части территорий. Изменилась его риторика и по вопросу поставок вооружений. На протяжении последнего месяца он обещал передать Украине ракеты «Томагавк», а теперь заявил, что эти системы нужны самим США.
Что касается возможных условий для перемирия, то Кремль стоит на своем: требует полного контроля над Донецкой областью. При этом в РФ якобы готовы отказаться от частей Запорожской и Херсонской областей. Среди предложений Украины — остановить конфликт по линии текущего фронта.
Как ранее писал TRT на русском, фактически Кремль претендует на районы, где сосредоточены самые мощные укрепления украинской армии. Поэтому вряд ли в Киеве согласятся «сдать» эти территории.
Возможные сценарии
После американо-украинских переговоров в Вашингтоне в СМИ появились предположения, что благосклонность Трампа сместилась в сторону Путина. Но, по мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Дениса Денисова, подобные оценки не соответствуют действительности.
«Если бы внимание Вашингтона действительно повернулось к Москве, мы бы уже увидели прогресс по двусторонним вопросам, которые обсуждались на встрече в Аляске. Этого не происходит. Так что здесь о симпатиях точно не стоит говорить. Трамп лишь хочет поучаствовать в процессе урегулирования этого конфликта, не более того», — поясняет эксперт TRT на русском.
Что касается предложения Киева зафиксировать фронт по линии соприкосновения, то, по словам Денисова, этот вариант станет лишь заморозкой, а не решением конфликта. Обе стороны останутся неудовлетворены результатом.
«Теоретически подобное решение возможно. Но пройдет несколько месяцев или лет, после чего конфликт будет возобновлен с новой силой. Так что — территориальные вопросы в рамках данного конфликта будут самыми сложными для поиска компромисса, и, вероятнее всего, они будут отложены на самый последний этап переговоров», — предположил аналитик.
Собеседник агентства убежден: ждать серьезного прорыва по итогам переговоров в Будапеште не стоит. Согласовать все параметры прекращения конфликта за такой короткий срок вряд ли возможно в принципе.
Тем не менее стороны могут договориться о символическом прорыве — некотором шаге, который будет представлен как успех и победа. «Это может быть взаимный мораторий на удары по энергетическим объектам или продолжение обмена удерживаемыми лицами по формуле «всех на всех». Но для реального завершения конфликта предпосылок пока нет», — заключил эксперт.
В случае если переговоры провалятся, то США, по словам Денисова, могут выбрать один из двух путей: дистанцироваться от конфликта или нарастить военную помощь Украине. Он напомнил, что именно при первом президентстве Трампа Киев получил «Джавелины» и летальное оружие. И если нынешние переговоры не принесут результата, то политик может воспринять это уже как личный удар.



















