Китаю нужна «сильная валюта»
Юань должен широко использоваться в мировой торговле, в инвестициях и на валютных рынках, считает Си Цзиньпин.
Председатель КНР намерен повысить его роль в международных расчетах и резервах.
Своими планами китайский лидер поделился на страницах официального журнала Коммунистической партии страны Qiushi.
По мнению Си Цзиньпина, Поднебесной нужен «мощный центральный банк», способный эффективно управлять денежными средствами.
Кроме того, необходимы конкурентоспособные финансовые институты. Они будут «привлекать глобальный капитал и оказывать влияние на мировое ценообразование».
Китайские власти давно пытаются стимулировать интернационализацию юаня.
Теперь же слова Си Цзиньпина о «сильной валюте» и финансовом фундаменте, который для нее нужен, стали особенно актуальны.
Изначально заявления были адресованы высокопоставленным региональным чиновникам. Причем еще в 2024 году. Однако тезисы китайского лидера опубликовали только в конце января 2026 года.
Статья Си Цзиньпина вышла в свет на фоне возросшей неопределенности на мировых рынках. «Китай чувствует, что смена мирового порядка реальна как никогда», — отмечает экономист Pantheon Macroeconomics Кевин Лам.
Неслучайно центральные банки по всему миру активно скупают золото. Все чаще доллару предпочитают благородный металл.
Так, в 2015 году доля «зеленого» в их резервах составляла около 59%. Золота — примерно 10%. Сейчас на американскую валюту приходится 41%. На драгоценный металл — 28%.
Как поясняют эксперты, сказались ослабление доллара и давление Дональда Трампа на Федеральную резервную систему США. К слову, весной ожидается смена руководства регулятора.
Пересмотреть отношение к доллару вынуждают также геополитическая напряженность и торговые войны.
Как отмечают эксперты, повышенное внимание Си Цзиньпина к юаню отражает изменения на международной арене.
Китайская финансовая стратегия
Как известно, играть вдолгую китайцы умеют. Поэтому неудивительно, что искать способ как уйти от американского доллара они начали еще 17 лет назад.
Кризис 2008-2009 годов внес свои коррективы. Тогда власти КНР впервые разрешили проводить международные расчеты в юанях. Но только по специальному курсу, который устанавливал Народный банк Китая (НБК).
С тех пор происходит превращение китайской национальной валюты в мировую резервную.
Однако процесс протекает медленно и с переменным успехом.
«Юань постепенно усиливает свои позиции в международных расчетах. Особенно в торговле Китая со странами Азии, Ближнего Востока и Африки. Появляются двусторонние валютные соглашения. Развивается инфраструктура трансграничных платежей», — пояснила TRT на русском инвестиционный советник, основатель университета «Финансология» Юлия Кузнецова.
Как сообщил в 2024 году заместитель председателя НБК Чжу Хэсин, около 30% китайских внешнеторговых платежей — в юанях.
Например, с Россией оплата проходит как в национальной валюте, так и в рублях. Доля таких транзакций в конце 2025 года превысила 99%.
Однако говорить о реальных шансах юаня стать мировой резервной валютой пока рано, полагают эксперты.
По данным SWIFT, сейчас он находится лишь на пятом-шестом месте в мире по транснациональным банковским операциям. Его доля варьируется в диапазоне 2,5-3,5%.
Обгоняет не только доллар и евро. Юань уступает британскому фунту и японской иене. А в мировых золотовалютных резервах на китайскую валюту приходится не больше 2,5%.
Что мешает юаню?
Все эти показатели намного ниже масштабов китайской экономики. Доля КНР в глобальной экономике составляет около 19-20%. В мировой торговле — порядка 15%.
Более того, пока юань не соответствует базовым критериям мировой резервной валюты.
Например, он свободно не конвертируется. НБК до сих пор контролирует юань. Причем для внешнеторговых расчетов используют специальный курс, который отличается от внутреннего. К тому же КНР — страна с закрытым рынком капитала.
«У статуса резервной валюты есть и обратная сторона. Структурно высокий спрос на нее ведет к укреплению обменного курса. Это в целом неплохо для экономик, где доминирует импорт.
Но Китай ориентирован на экспорт. Для такой модели сильная валюта плохо сочетается с целями роста», — поясняет TRT на русском заместитель начальника отдела биржевой торговли WhiteBird Ян Пинчук.
Без шансов
Несмотря на все усилия китайских властей, юань пока не может претендовать на роль мировой резервной валюты.
Тем не менее Китай последовательно снижает зависимость от «зеленого» во внешней торговле. Плюс расширяет расчеты в юанях, накапливает золото, диверсифицирует валютные резервы.
«Но в обозримой перспективе полностью отказаться от доллара Поднебесная не сможет. Доллар остается ключевой валютой мировой торговли, сырьевых рынков и глобальных финансов» — говорит Юлия Кузнецова.
По ее словам, пока ни у одной валюты нет шанса его сместить.
Например, евро остается второй по значимости валютой. Только его позиции ограничены фрагментацией финансовой политики внутри Европейского союза.
Сегодняшние заявления китайских властей — это часть долгосрочной стратегии по усилению финансового суверенитета. Поэтому резкой смены ролей ждать не стоит.
Эксперты считают: будущее — не в «новом долларе», а в многополярной валютной системе. «Зеленый» сохранит доминирующую позицию, но его доля постепенно будет снижаться за счет региональных валют, золота и альтернативных расчетных механизмов.






















