Кто же контролирует Покровск?
Почему Покровск оказался в «огневом мешке», как «рой» FPV-дронов влияет на ход боев и что мешает эвакуации гражданских — в интервью с военным экспертом Юрием Романюком
Началась решающая битва за Покровск — населенный пункт, который российские войска пытаются захватить с лета прошлого года. В городе идут стрелковые бои, активно действуют подразделения БПЛА. Несмотря на интенсивные боевые действия, там остаются около 1,2 тысячи мирных жителей, сообщают местные власти. Их эвакуация практически невозможна.
«Почти каждую секунду российские FPV осуществляют разведку, чтобы выявить любое движение на открытых участках общины. Те жители, которые остаются в городе, не решаются выходить из своих укрытий, ведь враг не щадит никого: ни пожилых людей, ни женщин», — рассказали журналистам в Покровской МВА (военной городской администрации — прим.ред.).
О проникновении российских подразделений в Покровск стало известно в конце прошлой недели. Но пока поступающая информация противоречивая. По оценкам Генштаба ВСУ, в городе могут находиться около 200 российских военных, но контроль над населенным пунктом не потерян. В РФ же заявляют о полном «окружении украинских войск» в Покровске, Мирнограде и Купянске.
«Ситуация сложная, но заявления России о якобы «блокировании» ВСУ в Покровске, как и в Купянске, не соответствуют действительности», — написал Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский в своем Telegram-канале. Он отметил, что основная проблема — российская пехота, которая, «избегая боестолкновений, накапливается в городской застройке» и меняет места пребывания.
Подобные расхождения в оценках ситуации происходят не впервые. Нередко российская сторона «берет» украинские города авансом, заявляя о полном контроле над населенным пунктом, в то время как бои продолжаются. Так было с Часовым Яром, а также при попытках захвата Бахмута и Угледара.
Однако история с Покровском отличается. Российские власти публично заявили о готовности доказать свои слова об окружении города: президент Владимир Путин пригласил иностранных журналистов посетить передовую, чтобы «убедиться лично». С этой целью Москва предложила Украине временный режим прекращения огня на пять-шесть часов.
Глава Всеукраинской организации «Украина в НАТО» Юрий Романюк рассказал TRT на русском о происходящем в городе, его стратегическом значении и возможных рисках.
— Как обстановка в Покровске?
— Город фактически находится в «огневом мешке». Если представить кольцо в 360 градусов, то около 300 уже замкнуты. Остается лишь узкое окно — примерно 60 градусов на западе, где Украина еще контролирует территорию. Но этот коридор простреливается: его полностью перекрывают FPV-дроны и артиллерия.
Но Покровск не сдан. Проникновение по два-три человека не означает, что туда вошли целые роты или батальоны. Эти группы действуют скрытно: часть уничтожается, часть закрепляется в подвалах или на верхних этажах уцелевших домов.
Но ситуация тяжелая. В воздухе постоянно кружат сотни беспилотников. Они ищут любую цель, и наступающие группы уничтожаются. Но ночью отдельные диверсионные группы все же проникают в городскую застройку.
— Как происходит снабжение ВСУ?
— Снабжение — настоящая проблема. Подвезти боеприпасы почти невозможно: вся территория простреливается FPV-дронами, артиллерией и минометами.
Поэтому снабжение частично берут на себя мощные беспилотники, такие как «Баба-Яга» и ее более тяжелые аналоги. Они способны поднимать до 10–20 килограммов груза и доставлять воду, медикаменты и боеприпасы по воздуху.
Наземный транспорт в зону боев практически не проходит: любой автомобиль сразу становится целью десятков российских FPV. Все, что движется, уничтожается. Поэтому ситуация критическая.
— Что привело к такой опасной ситуации? И есть ли шанс стабилизировать ситуацию?
— Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский встретился с командирами бригад и признал: одной из причин нынешнего положения стала недостоверная информация. То есть Генштабу и Минобороны сообщали одно, а на самом деле ситуация оказалась значительно хуже.
Из-за этого положение усугубилось. Не давалось подкрепление, которое можно было прислать вовремя. Не обрезались эти наступающие «клешни» российских войск, чтобы не дать захлопнуться этому кольцу.
Но напомню, что РФ пытается взять Покровск с лета 2024 года — уже полтора
года не могут взять город. Хотя по рапортам Герасимова они уже «взяли» его множество раз авансом, но так и не смогли.
И сейчас у ВСУ есть силы и средства, чтобы исправить ситуацию вокруг Покровска. Нужно провести какую-то крупную локальную операцию,
контрнаступление, чтобы отбить эти наступающие войска россиян.
Конечно, дроны мешают: невозможно выйти и показаться, потому что тебя сразу уничтожат. Шанс есть, но он чреват большими жертвами.
— А в каком положении российская группировка?
— У них также нет боеприпасов, нечем воевать: нельзя на плечах носить боеприпасы, еду и воду на месяц. Подкреплений и подачи свежих боеприпасов, воды, медикаментов нет. Люди имеют только то, что принесли с собой.
То есть ситуация очень сложная для обеих сторон. Те 200 человек, что зашли в город, возможно, имеют уже по одному патрону. Поэтому говорить, что они владеют городом, — это относительно. Если ВСУ выбьют их оттуда, тогда Украина удержит город.
Но общая ситуация в огневом мешке остается. Надо с ним работать, эти клещи почти закрываются. Там осталось окно возможностей — 6 километров, и это расстояние необходимо увеличивать, возвращая территории и «обрубая» клещи россиян.
— Что будет, если россияне захватят Покровск?
— Прежде всего, они захватят и возьмут в плен несколько тысяч украинских солдат, которые могут оказаться в окружении. Результат будет плачевным: моральный дух упадет, международное положение ухудшится.
Покровск важен не сам по себе, а потому, что за ним открывается оперативный простор для российских войск, продвижение дальше — в том числе на Днепропетровскую область.
Сдача рубежей обороны чревата потерей территорий и большим числом погибших, и это дает России возможность продвигаться дальше на десятки километров на запад, где остановить их будет сложнее.
— Почему РФ приглашает журналистов на фронт?
—Таким способом Путин надеется окончательно захватить город. То есть план такой: объявить о прекращении огня, чтобы дать возможность военным попасть в город в гражданской одежде, пополнить запасы штурмующих войск и закрыть кольцо.
Пока будут принимать журналистов и затягивать процесс, россияне смогут сотнями или тысячами завести свои войска, потому что по ним стрелять во время паузы нельзя. Без паузы они завести их не могут — уже второй год штурмуют и не
могут взять Покровск.
Вот такая хитрость: пополнить боезапасы штурмующим войскам, которые сидят отрезанными от поставок и имеют совсем немного патронов. Но Генштаб ВСУ это понимает и на подобные уловки не пойдет.