Переговоры в Абу-Даби: дипломаты провалились, попробуют военные?

Впервые после Стамбула российская и украинская делегации сели за стол переговоров. Смогут ли военные договориться там, где не удалось дипломатам?

By Джейхун Аширов
Переговоры в Абу-Даби: дипломаты провалились, попробуют военные? / TRT Russian

Спустя несколько месяцев после стамбульских переговоров российская и украинская делегации вновь встретились за столом - на этот раз в Абу-Даби. Впервые в формате присутствовали и американцы, взявшие на себя роль активных посредников. Два дня переговоров завершились обещаниями продолжить диалог 1 февраля, но реальный прогресс пока остается под вопросом.

Все три стороны наперебой называют переговоры «конструктивными» - звучит многообещающе. Американские чиновники слили в прессу свой оптимизм, заявив, что встреча «превзошла ожидания». Один из украинских официальных лиц тоже говорил о «хорошем прогрессе». Даже обычно скептично настроенный пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков охарактеризовал переговоры как «конструктивные».

«В какой-то момент все выглядели почти как друзья», - поделился впечатлениями американский чиновник, рассказав, что стороны даже совместно пообедали.

Однако несмотря на показную доброжелательность никуда не делась суровая реальность. Пока делегации беседовали в комфортабельных залах Абу-Даби, 24 января Россия нанесла по Украине самый массированный авиаудар в этом году - более 370 дронов и 21 ракета. Сотни тысяч киевлян остались без света и тепла при минус 12 градусах. Украина, в свою очередь, обстреляла Белгород американскими HIMARS.

Военные вместо дипломатов

Главное отличие нынешних переговоров от стамбульских - их возглавили военные, а не дипломаты. Российскую делегацию ведет адмирал Игорь Костюков, начальник ГРУ и фактически заместитель начальника Генштаба Валерия Герасимова. В Стамбуле делегацию возглавлял историк Владимир Мединский.

Украинскую сторону представляют глава Совета национальной безопасности Рустем Умеров, начальник Генштаба Андрей Гнатов и руководитель президентского офиса Кирилл Буданов. Американскую - спецпосланник Стив Уиткофф, зять Трампа Джаред Кушнер и министр армии Дэн Дрисколл.

Это говорит о том, что стороны нацелены прежде всего на достижение режима прекращения огня, а не на политическое урегулирование. В то время как начальник Генштаба Герасимов создает давление военными средствами на поле боя, его заместитель Костюков использует это давление как рычаг влияния за столом переговоров.

Главный камень преткновения - Донбасс

По данным российского агентства ТАСС, на переговорах обсуждались «буферные зоны и механизмы контроля». Если это действительно так, значит территориальный вопрос хотя бы на миллиметр сдвинулся с мертвой точки.

Москва требует от Киева вывода ВСУ из всего Донбасса, даже из тех частей Донецкой области, которые Украина контролирует уже четыре года - Краматорска и Славянска. Это около 20% территории региона. Зеленский отказывается отдавать земли, которые Россия не смогла захватить за годы войны.

Главное требование Путина - чтобы Киев вывел свои войска из районов на востоке, которые Россия аннексировала, однако не захватила полностью. Накануне переговоров Кремль повторил, что вывод украинских войск из Донбасса является главным условием для урегулирования.

Теоретически может родиться компромисс: часть Донбасса, которую контролирует Украина, становится полностью демилитаризованной буферной зоной. Россия будет говорить, что это ее территория по Конституции, а Украина - что это нейтральная зона. Однако пока это лишь догадки.

Искренни ли стороны?

Главный вопрос - действительно ли Москва и Киев готовы к миру, или они лишь демонстрируют готовность к компромиссу, чтобы не разочаровывать Дональда Трампа?

«Пока неясно, действительно ли Путин хочет закончить войну и даст своим переговорщикам полномочия заключить сделку», – признал украинский чиновник, добавив: «Еще слишком рано судить».

Показательно, что российская и украинская стороны стремились продемонстрировать американцам свою готовность к миру. Но не факт, что оставшись наедине, они вели себя так же. Никто не хочет разочаровывать Трампа – как уже известно, это чревато последствиями.

Американцы же, судя по всему, плохо представляют менталитет «двух братских славянских народов»: сегодня они могут улыбаться друг другу за столом переговоров, а завтра возобновят безжалостные бои. Или даже совмещать одно с другим - что и происходит.

Зеленский прямо сказал после переговоров: «Речь не только о желании Украины закончить эту войну - речь также о том, чтобы у России появилось похожее желание».

Вопрос гарантий остается открытым

Еще один камень преткновения - гарантии безопасности для Украины. Европейские страны предлагали разместить в стране контингент из 15 тысяч миротворцев. Но Трамп четко заявил, что американских войск в Украине не будет - только разведывательная и логистическая поддержка.

Зеленский на встрече с президентом Литвы Гитанасом Науседой в Вильнюсе 25 января заявил, что документ о гарантиях безопасности от США согласован полностью. «Документ готов на 100 процентов, и мы ждем, что наши партнеры подтвердят дату и место его подписания», - сообщил украинский президент. После подписания документ должен быть ратифицирован Конгрессом США и Верховной радой Украины.

Однако американские чиновники подчеркивают, что именно их гарантии имеют решающее значение для Киева. «Усилия «коалиции желающих» - это хорошо. У них есть пара вертолетов, пара военных и пара гарантий там и сям. Но если говорить с украинцами, для них действительно важны именно американские гарантии безопасности», - заявил один из представителей администрации Трампа.

Москва категорически против европейских военных на Украине. Возможно, компромиссом станет присутствие военных из нейтральных стран.

Что касается территориального вопроса, Зеленский подчеркнул неизменность позиции Украины по Донбассу. «Мы воюем за свое государство, за свое, мы не воюем на территории чужой страны, поэтому какие могут быть вопросы к нам», - заявил он в Вильнюсе. По его словам, на переговорах в Абу-Даби обсуждался 20-пунктный план, и количество проблемных вопросов сократилось, но для достижения компромисса готовность к нему должны проявить все стороны - включая саму Америку. Что он под этим имел в виду – не ясно.

Будет ли прорыв?

Все стороны согласились доложить в своих столицах о результатах переговоров и получить новые инструкции от руководства. Следующий раунд назначен на 1 февраля.

«Мы очень близки к встрече между Путиным и Зеленским», - заявил американский чиновник, предположив, что если следующий раунд пройдет успешно, лидеры могут встретиться в Москве или Киеве.

Однако до политического урегулирования по-прежнему далеко. Пока обсуждается лишь режим прекращения огня - кто контролирует территории, где проходят буферные зоны, как обеспечить соблюдение договоренностей.

Более долгосрочные вопросы - нейтральный статус Украины, статус русского языка, снятие санкций - пока даже не поднимаются.

К тому же время работает против обеих сторон. Пока стоят морозы, обстрелы энергетической инфраструктуры остаются главным козырем Москвы. Но когда потеплеет, украинские удары по российским НПЗ станут гораздо чувствительнее на фоне роста спроса на бензин.

«Обе стороны начинают представлять, что они могут получить от мира», - говорит американский чиновник. Но представлять и договариваться - две разные вещи. Впрочем, сам факт того, что впервые после лета стороны вновь сели за стол, уже можно считать прогрессом.