Что произошло в Грузии?
ПОЛИТИКА
4 мин чтения
Что произошло в Грузии?Выборы в органы местного самоуправления в Грузии завершились массовыми протестами, штурмом резиденции президента и призывами к отставке правительства. Что произошло в Тбилиси и какие последствия это будет иметь — в материале TRT на русском
В Грузии муниципальные выборы закончились протестами
6 октября 2025 г.

От выборов к протестам

Выходные в Грузии прошли напряженно. На фоне победы партии «Грузинская мечта» на муниципальных выборах оппозиция призвала сторонников выйти на улицы. По данным Министерства здравоохранения, при разгоне митингов пострадали шесть протестующих и 21 полицейский.

Самым заметным эпизодом стал штурм президентской резиденции Михаила Кавелашвили. Несколько демонстрантов прорвали металлическое ограждение и вступили в столкновение с силовиками. Спецназ применил водометы и слезоточивый газ.

Инцидент может иметь для страны серьезные политические последствия. Прежде всего, он отодвинул на второй план сами выборы.

Избирательная кампания проходила на фоне бойкота со стороны части оппозиции. Люди выходили на улицы не только из-за итогов нынешнего голосования, но и в знак протеста против парламентских выборов прошлого года, которые, по мнению оппозиции и международных наблюдателей, были сфальсифицированы.

Теперь же, после попытки захвата президентского дворца, у грузинского руководства впервые появилось подтверждение их нарратива — о готовящемся государственном перевороте.

Это, в свою очередь, породило новую волну подозрений: не могла ли провокация быть организована самими властями. Экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили предположила, что действия с захватом президентского дворца могли быть организованы властями, «чтобы дискредитировать 310-дневный мирный протест грузинского народа».

Политолог Гела Весадзе в разговоре с TRT на русском также указывает на безрассудность этого поступка. Во-первых, Грузия — парламентская республика, а значит, президент не является первым лицом государства. Даже если бы резиденция была захвачена, это не имело бы политического смысла.

«Дворец в тот момент был пуст, но демонстрантам удалось сломать металлическое ограждение. Многие пользователи соцсетей удивлялись, как это произошло так быстро — не был ли забор подпилен заранее? Этот вопрос до сих пор остается загадкой», — отмечает он

В этой ситуации проиграли и власть, и оппозиция, также в беседе с TRT на русском подчеркивает политолог Ника Читадзе. Штурм, считает он, стал ошибкой, которая лишь привела к разрушению инфраструктуры территории. Но и власти, несмотря на заявления о «сокрушительной победе», так и не добились подлинного успеха. Явка на выборах составила лишь 40,93%, а в Тбилиси проголосовали около 31% избирателей.

«Когда власть говорит о 70% голосов, важно помнить: речь идет о процентах от числа пришедших на выборы, а не от общего числа граждан. Большинство населения, очевидно, не доверяет действующей власти», — заключил он.

Оппозиция бойкотирует

Среди партий, объявивших бойкот муниципальным выборам, — «Единое национальное движение». Члены ЕНД стали одними из организаторов массовых протестов. Нескольким депутатам, участвовавшим в акциях, полиция предъявила обвинения в попытке государственного переворота. Им может грозить до девяти лет тюрьмы.

Теперь споры вызывает сама идея бойкота. Отказываясь участвовать в выборах, оппозиция теряет политическое присутствие и уступает пространство «Грузинской мечте». В результате в обществе может укрепиться ощущение безальтернативности власти.

Опрошенные TRT на русском эксперты считают этот вопрос неоднозначным. По их мнению, даже если бы избиратели пришли на участки, нет гарантий, что их голоса не были бы украдены. Более того, высокая явка могла бы, напротив, укрепить легитимный имидж правящей партии.

«На выборах участвовали лишь несколько умеренно оппозиционных партий — например, «Лело» и «Гахария — за Грузию». Их результаты показали падение поддержки: партия Гахария получила на 70% меньше голосов, чем на парламентских выборах годом ранее, а «Лело» — примерно на 50% меньше. Это говорит о том, что значительная часть оппозиционного электората также бойкотировала выборы», — отмечает Ника Читадзе.

При этом, по словам экспертов, «Грузинская мечта» сохраняет контроль над основными государственными структурами — силовыми органами, судами, прокуратурой, ЦИК и Центральным банком. Однако не все так гладко: люди продолжают выходить в знак протеста на проспект Руставели, протестное движение остается живым.

«Партия столкнулась с растущим недовольством, особенно в Тбилиси, где Каха Каладзе фактически имеет поддержку лишь около 20% населения. Если власти хотят сохранить влияние, им нужно переходить от административного давления к реальным социальным проектам. Иначе рейтинг «Грузинской мечты» будет снижаться», — предупреждает Читадзе.

В то же время оппонентам власти стоит работать с нейтральным электоратом, объясняя, почему перемены необходимы и как они могут способствовать социально-экономическому развитию страны.

«Оппозиции необходима новая стратегия, — говорит Читадзе. — Ошибкой было рассчитывать на мгновенный успех: лозунги вроде «в четыре начинаем, в восемь берем власть» только подрывают доверие. Но при грамотной стратегии и последовательной работе успех возможен: общественное недовольство велико, и потенциал для перемен в Грузии все еще существует».

Истории
Киев приостановил переговоры с Россией до конца 2025 года
Путин и Токаев подписали декларацию о союзе
Российский человекоподобный робот упал и развалился на презентации
Трамп требует помиловать Нетаньяху
Вучич: вся Европа готовится к войне с Россией
Казахстан хочет запретить TikTok детям?
Франция напишет Конституцию Палестины
Зачем Россия создала беспилотные войска?
Токаев летит к Путину после встречи с Трампом: случайность или расчет?
Иран не будет переносить столицу
Террорист-смертник взорвался у суда в Исламабаде
Саудовская нефть вытесняет российскую
В первом российском регионе полностью отключили мобильный интернет
Китай переиграл Трампа?
Сирия поддержала коалицию против ДАЕШ
Трамп предупредил о «катастрофе для США»
Российский дрон упал в Румынии
Кто взрывает Индию и Пакистан?
Для Трампа французы не лучше китайцев
Трампу стало тесно в Белом доме