От капитуляции к контрнаступлению: как менялась позиция Трампа в украинском конфликте

Еще вчера американский президент говорил о неизбежных территориальных уступках Киева. Сегодня он называет российскую армию «бумажным тигром» и обещает Украине полную победу. Что случилось за кулисами ООН?

By Джейхун Аширов
От капитуляции к контрнаступлению: как менялась позиция Трампа в украинском конфликте / TRT Russian

Во вторник, 24 сентября, в коридорах штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке произошло то, что европейские дипломаты потом назовут «моментом истины». После встречи с Зеленским Трамп опубликовал в Truth Social пост, перевернувший всю логику подхода республиканца к украинскому конфликту.

«Я думаю, что Украина при поддержке Европейского союза находится в положении, чтобы сражаться и ПОБЕДИТЬ, вернув всю Украину в ее первоначальной форме», — написал американский президент в Truth Social. Слово «ПОБЕДИТЬ» он выделил заглавными буквами, словно выкрикивая его через экран.

Это, можно сказать, революция во взглядах американского президента.

Великий разворот

Еще несколько месяцев назад тот же Трамп утверждал совсем иное. Украина «не имеет карт на руках», время работает против Киева, Россия выигрывает войну — таковы были основные тезисы американского президента. Он настойчиво призывал Зеленского идти на территориальные уступки ради мира, говорил о «реалистичном» подходе к переговорам.

Что примечательно, месяцами Трамп утверждал, что у Зеленского «нет карт на руках», и доказывал, что время работает против Украины, а Россия выигрывает войну.

Теперь же президент США не только поверил в украинскую победу, но и пошел еще дальше. «Украина сможет вернуть свою страну в первоначальном виде и, кто знает, может быть, даже пойти дальше!» — написал он, намекая на возможность захвата Украиной российских территорий.

От капитуляции к контрнаступлению — трудно представить более кардинальную смену курса.

Анатомия метаморфозы

Что же произошло в том зале штаб-квартиры ООН, где встретились два президента? Официальные протоколы, конечно, не раскрывают всех деталей, но кое-что становится ясно из последующих заявлений.

Трамп ранее признавался, что его разочарование Путиным сыграло ключевую роль. «Я думал, что это будет самой легкой [войной для остановки] из-за моих отношений с Путиным, но, к сожалению, эти отношения ничего не значили», — сказал американский лидер.

Американец чувствует себя оскорбленным. Он считает, что российский президент его обманул. Обещал мир в Аляске — продолжил бомбардировки. Говорил о готовности к переговорам — нарушал воздушное пространство НАТО. Каждый такой инцидент становился очередным гвоздем в гроб их «особых отношений».

Зеленский это понимал и старался играть на противоречиях. «Тот факт, что Путин так много раз лгал президенту Трампу, также изменил ситуацию между нами», — признался украинский лидер в интервью Fox News.

Экономический аргумент

Но личные обиды — лишь эмоциональная сторона дела. Трамп всегда был бизнесменом, и экономические аргументы для него весомее дипломатических нюансов.

За последние месяцы стало очевидно: российская военная машина дает сбой. «Россия воевала бесцельно три с половиной года — война, которую настоящая военная держава должна была бы выиграть менее чем за неделю», — написал в своей публикации Трамп, указав на военную несостоятельность Кремля.

По мнению Трампа, очереди на заправках в России, экономические санкции, технологическая изоляция — все это говорит о том, что Москва не побеждает не только на поле боя, но и в более фундаментальном смысле. «Путин и Россия находятся в БОЛЬШИХ экономических проблемах, и сейчас самое время для Украины действовать», — пишет республиканец.

Для Трампа, который в политике руководствуется принципами корпоративного менеджмента, это стало решающим аргументом. Зачем поддерживать проигравшую сторону?

Налицо и прагматичные американские интересы. Требование Трампа к европейцам «немедленно прекратить все закупки энергоресурсов у России» открывает огромный рынок для американских производителей нефти и газа. «Они финансируют войну против самих себя. Кто, черт возьми, когда-либо слышал о таком?» — возмущался президент, фактически призывая Европу переориентироваться на американских поставщиков.

Параллельно растет и оружейный бизнес. «Мы будем продолжать поставлять оружие НАТО, чтобы НАТО делало с ними то, что хочет», — пообещал Трамп. Схема выгодна всем: США продают оружие европейским союзникам, те передают его Украине и заказывают новые партии у американцев.

Перетягивание Трампа

Важную роль сыграла и встреча с европейскими лидерами. Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии, которую раньше критиковали за чрезмерные уступки Трампу, внезапно оказалась права в своей стратегии задабривания.

Месяцами она убеждала американского коллегу в том, что Россия несет полную ответственность за войну. Постоянные звонки, в которых она сообщала о «регулярных вторжениях в европейское воздушное пространство», российских атаках на миссию ЕС в Украине, похищенных российскими войсками украинских детях, наконец подействовали на Трампа.

В Москве новость восприняли с предсказуемым раздражением, но без паники. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков дипломатично заявил, что «не со всем можно согласиться» в словах Трампа, но при этом подчеркнул, что Россия «по-прежнему продолжает диалог с США и ценит настрой Трампа на достижение мира в Украине».

Особенно болезненно в Кремле восприняли сравнение с «бумажным тигром». «Россия никак не тигр, а бумажных медведей не бывает», — парировал Песков, выдав одну из самых мемных фраз последнего времени.

Но за показным спокойствием читалось понимание: игра кардинально изменилась. Если раньше Москва могла рассчитывать на американского президента как на потенциального медиатора, склонного к компромиссам за счет Украины, то теперь Трамп превратился в союзника Киева.

Европейский оптимизм с привкусом скепсиса

В европейских столицах новость встретили с осторожной радостью. «Это самое жесткое заявление до сих пор», — прокомментировал для Politico один из чиновников ЕС проукраинский характер поста Трампа.

Но эйфория была недолгой. Европейцы слишком хорошо знают американского президента, чтобы воспринимать его слова как нечто незыблемое. «Он всегда на расстоянии одного звонка от Путина от того, чтобы сделать что-то не очень хорошее», — добавил тот же чиновник.

Анонимный источник из окружения французского президента выразил это еще более ярко: «К счастью, но и к несчастью для нас, то, что Трамп говорит во вторник, не то же самое, что он говорил в понедельник».

Броманс Трампа с Зеленским

Для украинского президента слова Трампа стали долгожданным подарком. «Трамп сам по себе меняет правила игры», — сказал Зеленский журналистам, назвав пост американского коллеги «большим сдвигом» и «очень позитивным».

Украинский лидер особенно выделил тот факт, что Трамп пообещал «предоставить Украине гарантии безопасности» после окончания войны. Учитывая откровенную слабость европейцев, это одна из немногих стран, чьи гарантии чего-то стоят.

«Мы имеем лучшие отношения, чем раньше», — подытожил Зеленский в интервью Fox News.

Новые правила игры

Метаморфоза Трампа указывает на не только и не столько смену риторики, но возможность изменения баланса сил в конфликте. Америка из нейтрального медиатора превращается в активного сторонника Киева.

Это уже имеет практические последствия. Трамп заявил, что страны НАТО должны сбивать российские самолеты, нарушающие их воздушное пространство. Он пообещал продолжать поставки оружия через НАТО. Он требует от европейских союзников полного отказа от российских энергоресурсов.

Самое главное — изменился сам дискурс. Если раньше речь шла о том, как договориться с Россией, то теперь — о том, как ее победить.

Что дальше?

Главный вопрос — надолго ли хватит нового энтузиазма Трампа. Европейские дипломаты правы: американский президент славится непостоянством. Одного убедительного разговора с Путиным может хватить, чтобы маятник качнулся в обратную сторону.

Но есть и объективные факторы, которые будут удерживать Трампа на новой позиции. Во-первых, его личное разочарование в Путине. Во-вторых, экономические аргументы, которые для бизнесмена по натуре всегда важны. В-третьих, внутриполитическая ситуация в США, где поддержка Украины имеет двухпартийный характер.

Кроме того, Трамп всегда любил быть на стороне победителя. Если украинская армия продолжит показывать результаты, если экономика России будет дальше деградировать, у американского президента будет все меньше причин менять свою позицию обратно.

Эпилог: упорство одного человека

История с разворотом Трампа показывает, насколько важны личные отношения в большой политике. Месяцами дипломаты всех уровней пытались переубедить американского президента, приводили экономические выкладки, стратегические соображения, моральные аргументы.

Но здесь стоит отдать должное человеку, который три года сопротивляется российской военной машине и на котором уже не один раз ставили крест. Этот человек, то есть президент Украины, в очередной раз показал, что значит не сдаваться, когда все против тебя.

Для Трампа, который всю жизнь восхищался сильными личностями, принципиальность Зеленского стала откровением. Он увидел в Зеленском не просителя, а равного — лидера, который готов бороться до конца за свою страну.

«У нас большое уважение к той борьбе, которую ведет Украина, — сказал Трамп после встречи. — Это довольно удивительно, на самом деле».

В этих простых словах — ключ к пониманию произошедшей трансформации. Трамп не просто поменял политическую позицию. Он поменял взгляд на саму природу этого конфликта — увидел в нем не региональную распрю, а столкновение двух моделей мира.

И выбрал свою сторону.