Венесуэла просит помощи у России: что сделает Москва?
На фоне нарастающего противостояния с США Венесуэла обратилась за военной помощью к России. В какой степени Москва готова вмешаться — и не приведет ли это к повторению Карибского кризиса?
Мадуро просит о помощи
Конфликт Вашингтона и Каракаса может перерасти в реальное сопротивление. Американские СМИ со ссылкой на источники пишут, что Белый дом принял окончательное решение атаковать объекты на территории Венесуэлы. Вероятными целями могут стать порты и аэропорты, которые подозреваются в контрабанде наркотиков.
Сам президент США Дональд Трамп на соответствующий вопрос журналистов ответил уклончиво: «Есть ли планы удара по Венесуэле? Кто бы такое сказал? И даже если бы они были, разве я сказал бы вам об этом?».
Однако в Венесуэле заявления американского лидера воспринимают серьезно. Президент страны Николас Мадуро уже начал готовиться к обороне. Как выяснили СМИ, он написал письмо руководству России, в котором попросил восстановить несколько российских истребителей Су-30. Также он готов купить ракеты, радары и модернизированные самолеты.
Одновременно Мадуро обратился и к Пекину — в письме Си Цзиньпину он просил расширить военное сотрудничество, чтобы противостоять давлению США.
Что касается США, то открытым остается вопрос — насколько Трамп далеко готов зайти в противостоянии с давним противником. С одной стороны, он отрицает вероятность полномасштабной войны с Венесуэлой, с другой — заявляет, что дни Мадуро на посту президента сочтены.
Научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов в разговоре с TRT на русском отмечает, что Вашингтон, безусловно, заинтересован в смене политического режима в Венесуэле. Эта страна уже много лет остается раздражающим фактором как для администрации Джо Байдена, так и для Трампа.
Но в отличие от предшественника, республиканца волнуют более прагматичные вопросы. Среди них: стремление сократить наркотрафик и установить контроль над природными ресурсами. Венесуэла обладает крупнейшими запасами нефти в мире, и они уже разрабатываются, в том числе китайскими компаниями.
«Однако, судя по опыту первых лет президентства Трампа, на полномасштабное военное вторжение — по образцу кампаний в Ираке или Афганистане — он не решится: это слишком рискованно и дорого. Гораздо вероятнее сценарий ограниченных точечных ударов по военной инфраструктуре и центрам принятия решений, как это уже происходило в противостоянии с хуситами или Ираном. Такой вариант возможен лишь в случае развития кризиса по наихудшему сценарию».
Что есть в запасе у Каракаса?
Пока в Вашингтоне обсуждают силовой сценарий, Каракас ищет защиту союзников. В мае этого года Россия и Венесуэла подписали договор о стратегическом партнерстве. Он предполагает развитие сотрудничества в различных сферах: от военно-технической и энергетической до гуманитарной. Документ был ратифицирован 27 октября.
Но и без него Москва оказывала Каракасу различную помощь: инвестировала в нефтегазовый сектор страны, поставляла гуманитарные грузы, а в период пандемии COVID-19 направила в страну несколько партий вакцины «Спутник V».
Но наиболее заметный момент сотрудничества — военная сфера. Еще при президенте Уго Чавесе Венесуэла массово закупала российское вооружение, и ради подписания новых контрактов он регулярно посещал Москву.
В этот период Каракас превратился в крупнейшего покупателя российского оружия в Латинской Америке. В сентябре 2009 года Кремль выделил союзнику кредит в $2,2 млрд, на который планировалось закупить 92 танка Т-72, боевые машины пехоты и реактивные системы «Смерч». В том же году Чавес объявил о поставках тысяч российских ракет и пусковых установок. Предположительно, речь шла о ПЗРК «Игла-С».
Всего, по данным СМИ, в период с 2005 по 2007 год Венесуэла закупила вооружений примерно на $4 млрд, включая истребители Су-30, вертолеты и 100 тысяч автоматов Калашникова. А в 2025 году в стране завершилось строительство первой очереди завода по производству патронов калибра 7,62 мм — еще одного проекта, реализованного при участии российских специалистов.
На фоне сообщений о письме Николаса Мадуро руководству РФ с просьбой о военной помощи появились новые подробности. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев заявил, что Москва поставляет Каракасу практически всю номенклатуру вооружений — от стрелкового оружия до авиации.
По его словам, основа ВВС Венесуэлы — истребители Су-30МК2, а воздушное пространство страны защищают несколько комплексов ПВО С-300ВМ «Антей-2500». Также стало известно о содержимом груза самолета Ил-76, который на днях прибыл в Каракас — он доставил системы «Панцирь-С1» и «Бук-М2Э».
Есть ли риск Карибского кризиса?
Вопрос не в том, будет ли Москва помогать Каракасу, а в том, в каких объемах и форматах такая помощь может быть необходима, говорит TRT на русском научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
«Едва ли стране нужны сверхсовременные российские ракетные системы, — говорит он. — Сомневаюсь, что речь идет о «Буревестнике», «Посейдоне» или даже «Орешнике». Скорее всего, запрос касается систем противоракетной обороны. В этой области у России действительно широкий ассортимент — от тактических до стратегических, самых современных».
Однако, добавляет эксперт, стоит учитывать обстоятельства. Поставки таких комплексов, как С-300, С-400 или последней модели С-500, не могут быть реализованы быстро: требуется доставка, установка, обучение персонала и техническое сопровождение.
«Если кризис развивается прямо сейчас, технические возможности ограничены. Тем более что системы ПВО обычно сопровождаются поставками соответствующей авиатехники, а это тоже не простая задача», — пояснил он.
Помимо военной помощи, Россия может прибегнуть к дипломатическим инструментам. Здесь также есть стандартный набор механизмов, включая постановку вопроса в Совете Безопасности ООН, хотя очевидно, что любая антиамериканская резолюция будет заблокирована Вашингтоном.
«Тем не менее вопрос нарушения суверенитета независимого государства входит в компетенцию Совбеза. Возможны и другие многосторонние механизмы, например, взаимодействие в формате БРИКС или двусторонняя координация России и Китая, чьи интересы здесь совпадают», — пояснил Кортунов.
По его словам, не исключены и более радикальные варианты, при которых ситуация может развиваться по сценарию Карибского кризиса 1962 года. Если, скажем, в ответ на гипотетические поставки американских систем Украине Россия решит разместить аналогичные комплексы в Венесуэле, это может привести к эскалации. Пока же, подчеркивает эксперт, такой сценарий остается гипотетическим.