Мнение
ВОЙНА В УКРАИНЕ
6 мин чтения
Война дипломатов: как переговорщики Трампа столкнулись из-за Украины
Как госсекретарь Рубио проигрывает борьбу спецпосланнику Уиткоффу за право вести переговоры
Война дипломатов: как переговорщики Трампа столкнулись из-за Украины
Война дипломатов: как переговорщики Трампа столкнулись из-за Украины / TRT Russian
23 декабря 2025 г.

Российско-украинский конфликт перекинулся в администрацию президента Дональда Трампа и, судя по информации СМИ, страсти тут разворачиваются не менее острые, чем сама война в Украине. Госсекретарь США Марко Рубио и спецпосланник президента Стив Уиткофф ведут тихую, но ожесточенную борьбу за право определять, на каких условиях закончится российско-украинская война. Ведущие переговорщики Трампа выясняют отношения в коридорах власти, а тем временем на кону стоит судьба миллионов и архитектура безопасности целого континента.

Дилетант против профессионала

Стив Уиткофф — миллиардер-девелопер, давний друг Трампа и партнер по гольфу. До назначения спецпосланником президента он никогда не занимался дипломатией. Марко Рубио — опытный политик, бывший сенатор, который годами специализировался на внешней политике. Казалось бы, вопрос о том, кто должен возглавить переговоры по одному из самых сложных конфликтов современности, не должен вызывать сомнений. Но в мире Трампа все работает иначе.

NBC News, ссылаясь на десяток действующих и бывших американских и европейских чиновников, сообщил о серии унизительных эпизодов, когда Уиткофф фактически обходил госсекретаря, организуя ключевые встречи без его ведома. Источники телеканала отмечают, что ситуация крайне необычна: госсекретарь США уходит на вторые роли, уступая место новичку в дипломатии.

Первый удар Уиткофф нанес в апреле 2025 года. Рубио готовился лететь в Париж на переговоры по Украине, когда его команда узнала: спецпосланник уже организовал личную встречу с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Когда Рубио попросил разрешения присоединиться, французская сторона предложила... заручиться согласием Уиткоффа. Госсекретарю США пришлось долго искать спецпосланника, чтобы получить разрешение участвовать во встрече на своем собственном поприще.

В ноябре история повторилась. У Рубио были запланированы переговоры с украинскими чиновниками в Швейцарии, но Уиткофф отправился в Женеву раньше, не предупредив Госдепартамент. Это восприняли как попытку провести переговоры так, как решит он сам — без координации с коллегой. Рубио, находившийся на свадьбе в Северной Каролине, все же успел добраться до Женевы.

Через несколько дней Уиткофф организовал новую встречу с украинцами — на этот раз во Флориде, родном штате Рубио. О ней госсекретарь узнал... от самих украинских переговорщиков, которые обратились к нему с вопросами. «Совершенно очевидно, что Рубио отстранили от этого дела. Именно он должен был бы руководить всем этим», — заявил высокопоставленный чиновник администрации.

Два видения мира

За кулисами этого противостояния стоит фундаментальное расхождение во взглядах на то, как должна закончиться война. Уиткофф, стремясь исполнить указания своего друга Трампа, настаивает на быстрой сделке. Его 28-пунктный план предполагает, что Украина должна пойти на территориальные уступки и отказаться от вступления в НАТО. Критики называют этот подход откровенно пророссийским. Неслучайно Bloomberg опубликовал расшифровку разговора, в котором Уиткофф якобы советовал российской стороне, как правильно льстить Трампу, чтобы склонить его к позиции Москвы.

Рубио и большинство европейских союзников США выступают за противоположную стратегию: усиление экономического и военного давления на Россию, чтобы заставить Москву пойти на уступки. Госсекретарь добивается гарантий безопасности для Украины и не готов отдавать Киев Москве ради красивого пиар-хода Трампа.

19 декабря на пресс-конференции в Вашингтоне Рубио попытался успокоить европейских союзников после теплых контактов Уиткоффа с Москвой: «Не будет никакого мирного соглашения, если Украина с ним не согласится. Вся эта история о том, что мы пытаемся что-то навязать Украине, абсурдна». Госсекретарь подчеркнул, что США не могут заставить ни Украину, ни Россию заключить сделку — стороны должны сами этого хотеть.

«У них разные песенники, — отметил Александр Вершбоу, бывший посол США в НАТО. — И если у вас нет общего понимания проблемы и вашего противника на переговорах, ничего хорошего не выйдет».

Один конгрессмен на условиях анонимности был еще более резок, назвав Уиткоффа «подарком русским» и «дилетантом в дипломатии, который слишком охотно принимает утверждения России за чистую монету».

Страсти Уиткоффа и Рубио разворачиваются на фоне недавнего прецедента. Спецпредставитель президента США по Украине Кит Келлогг, отставной генерал-лейтенант и бывший советник по национальной безопасности вице-президента Майка Пенса, был назначен главой переговоров по завершению войны сразу после победы Трампа на выборах в ноябре 2024 года. Но уже к марту 2025-го его фактически отстранили. Причина — чрезмерная, по мнению Белого дома, симпатия к Украине. К январю 2026 года Келлог покинет свой пост, сообщает Politico.

Судьба Келлога служит предупреждением для Рубио: в администрации Трампа проукраинская позиция может стоить карьеры. И хотя публично в Госдепартаменте отрицают какой-либо раскол — официальный представитель ведомства Томми Пиготт даже обвинил NBC в распространении лжи о Уиткоффе — «друге и патриоте, обладающем большей честностью, чем кто-либо из сотрудников NBC или их так называемых «источников» — источники в администрации рисуют совсем иную картину.

Вопросы безопасности

Помимо разногласий по существу переговоров, у Госдепартамента есть претензии к Уиткоффу и по вопросам безопасности. Спецпосланник использует собственный самолет для зарубежных командировок и, как утверждают источники, не всегда пользуется защищенными средствами связи. Помощник президента России Юрий Ушаков публично заявил, что иногда общается с Уиткоффом через WhatsApp. Для дипломата такого уровня это выглядит как минимум рискованно.

В мае Госдепартамент инициировал проверку, после которой Уиткоффа обеспечили дополнительной охраной и защищенной системой мобильной связи. Но опасения остались. Особенно после того, как Bloomberg опубликовал стенограмму разговора Уиткоффа с Ушаковым — источник утечки до сих пор не установлен.

Кто победит?

Пока что в этом противостоянии побеждает Уиткофф. Именно он, вместе с зятем Трампа Джаредом Кушнером, провел в конце декабря ключевые переговоры в Майами со спецпредставителем президента России Кириллом Дмитриевым. Об участии Рубио не сообщалось. После встречи Дмитриев написал в соцсети X: «Спасибо, Майами. В следующий раз — Москва».

Трамп же на церемонии в Мар-а-Лаго заявил, что переговоры идут «нормально», и призвал закончить войну, от которой «все устали». Вице-президент Джей Ди Вэнс и вовсе назвал текущий этап «прорывом». Правда, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков тут же заявил, что не располагает информацией о каком-либо «прорыве».

В Европе за развитием событий следят с нескрываемой тревогой. Показательным стало отсутствие Рубио на ключевой встрече НАТО в среду. Хотя Германия публично преуменьшила значение этого факта, нервозность союзников очевидна. Министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль заверил, что провел длительный телефонный разговор с американским коллегой и что «трансатлантический альянс процветает благодаря активной связи через Северную Атлантику».

Однако за дипломатической риторикой скрывается растущее беспокойство. Европейцы прекрасно понимают: от судьбы Украины и контуров мирного соглашения зависит безопасность Европы на ближайшие десятилетия. И если главную роль в определении этих контуров играет не опытный госсекретарь, а неопытный девелопер с пророссийскими симпатиями, перспективы выглядят тревожными.

Так продолжается странная война внутри войны — где госсекретарь США вынужден бороться не с внешними противниками, а с собственным коллегой за право определять внешнюю политику своей страны. И пока в Вашингтоне идет борьба за первенство, война продолжает свою кровавую жатву.