Могли, да не повторили: парадокс российской «спецоперации»
По длительности «СВО» превзошла «ВОВ». Но спустя 1418 дней боевых действий Москва так не достигла ни одной из заявленных целей войны в Украине
11 января российская «специальная военная операция» в Украине сравнялась по длительности с «Великой Отечественной войной» — 1418 дней. Та война, которую российская историография величает священной и экзистенциальной, закончилась взятием Берлина и капитуляцией нацистской Германии. Нынешняя «специальная военная операция», задуманная как трехдневный блицкриг, не принесла Москве ни одной из заявленных целей.
Президент РФ Владимир Путин начинал войну под лозунгами «денацификации», «демилитаризации» Украины и недопущения НАТО к российским границам. Почти четыре года спустя картина выглядит прямо противоположной.
НАТО не только не отодвинулось — альянс расширился. Финляндия и Швеция, десятилетиями сохранявшие нейтралитет, вступили в блок. Сухопутная граница России с НАТО удвоилась. Американские войска теперь размещены в странах Балтии и Польше в большем количестве, чем до февраля 2022 года.
«Демилитаризация» обернулась созданием одной из самых боеспособных армий в мире. Украинские вооруженные силы получили опыт, которого нет ни у одной европейской армии. Киев освоил западное вооружение и создал собственную оборонную промышленность, производящую дроны, ракеты и электронику.
О «денацификации» и смене политической элиты речь больше не идет. Владимир Зеленский, которого российский спецназ должен был захватить в первые часы войны, остается президентом. Более того, на переговорах теперь обсуждаются гарантии безопасности для Украины, где США и европейские страны выступят гарантами соглашения — механизм, который де-факто интегрирует Киев в западную систему безопасности.
Цена неудачи
По оценкам НАТО, потери российской армии составили 1,15 миллиона человек убитыми и ранеными. Около 400 тысяч стали инвалидами — столько же, сколько живет в Брянске или Твери. Война обошлась российским налогоплательщикам в 42,3 триллиона рублей.
«Демографически хуже, технологически хуже. Нет ни одного аспекта, о котором можно было бы сказать, что Россия улучшилась или стала сильнее. По всем параметрам она стала слабее», — констатирует военный эксперт Павел Лузин.
Даже формальные военные цели остаются недостигнутыми. Российская армия по-прежнему не контролирует полностью ни один из четырех регионов, которые Кремль аннексировал в 2022 году. За прошлый год войскам удалось захватить менее 1% территории Украины.
Экономический бум третьего года войны, оплаченный триллионными вливаниями в оборонку, выдохся. Рост ВВП замедлился почти до нуля, промышленность скатилась в минус, гражданские отрасли увязли в рецессии.
Уроки истории
В первый день войны российские войска наступали на Киев с трех направлений. Планировалось захватить аэропорт «Антонов» в Гостомеле и доставить туда десант, пока бронеколонны движутся к столице. Украинское сопротивление сорвало эти планы.
Спустя 1418 дней Великой Отечественной войны Красная Армия брала Берлин. Спустя столько же дней «спецоперации» российские войска застряли в Донбассе, в 50 километрах от точки, откуда начинали наступление в феврале 2022-го.
«Тяжело все это осознать, — признается провоенный Telegram-канал «Военный осведомитель». — Параллели проводить глупо, но задуматься о результатах заставляет. Как и о том, сколько еще дней, месяцев и лет все может продлиться и к каким последствиям приведет».
Провластный писатель Захар Прилепин не скрывал своего разочарования ходом «СВО» и попытками властей приукрасить успехи российской армии. «Посмотрел, наконец, видео вчерашнего прилета «Орешника». Кто-то объяснил, насколько убедительно мы попали? 50 процентов украинского газа - они уже кончились? В повсеместной бравурной аналитике увидел только сто раз повторенное «украинцы сходят с ума от ужаса» и «Запад сходит с ума от ужаса». Но они вроде уже в прошлый раз все с ума от ужаса сошли. Они повторно сошли с ума? <…> В честь сегодняшней даты хотелось бы понять. Что-то же мы должны понять в этот день», — заключил писатель.
Еще откровеннее высказался канал «ДШРГ Русич»: «8 мая наши войска взяли Берлин, и была подписана капитуляция нацистской Германии. Спустя 1418 дней с начала СВО мы… а здесь все и так видно, говорить даже ничего не надо».
«<...> кто-то сравнивает Великую Отечественную Войну и СВО на Украине. В первом случае воевала вся страна, а сейчас процентов 5 заинтересованы в этом», — пытается объяснить разницу провоенный Telegram-канал DONTSTOPWAR.
Но дело не в уровне мобилизации. Дело в том, что экзистенциальная война против захватчиков и попытка захватить соседнюю страну — это разные вещи. И результаты, похоже, соответствующие.