О чем договаривались Путин и аш-Шара?
Путин и аш-Шара провели встречу в Кремле. За разговорами об экономике и торговле скрывалась главная тема — судьба российских баз в Тартусе и Хмеймиме. Визит сирийского лидера стал сигналом перезагрузки отношений с Москвой. Каким будет новый формат?
Переговоры президентов России и Сирии Владимира Путина и Ахмеда аш-Шара продолжались два с половиной часа. В сообщении на сайте Кремля сказано: стороны обсудили «текущее состояние и перспективы» двусторонних отношений во всех областях, а также ситуацию на Ближнем Востоке.
В приветственной речи Путин напомнил об «особых» и «дружественных» отношениях между странами. «Свыше 80 лет мы поддерживаем дипломатические связи, причем они были установлены в самые трудные для России, для Советского Союза времена — в 1944 году», — сказал он.
Аш-Шара также оценил отношения с Москвой в исключительно комплиментарных формулировках. Особое внимание в его речи было уделено «историческим связям» двух государств и стремлению познакомить мир с «новой Сирией». «Самое важное сейчас, конечно же, стабильность — стабильность и в стране, и в регионе в целом», — резюмировал президент страны.
Политолог Ильгар Велизаде назвал TRT на русском приоритетные вопросы, которые могли обсуждать Путин и аш-Шара за закрытыми дверьми. Если рассматривать экономическую сферу, то речь шла о поставках зерна и энергетических ресурсов в Сирию, восстановлении инфраструктуры и возможном участии российских компаний в этом процессе.
Но одним из основных вопросов остается тема, связанная с двумя российскими военными базами — в Хмеймиме и Тартусе. Здесь позиции сторон несколько различаются, отмечает Велизаде: «Сирийская сторона заинтересована в минимизации российского военного присутствия в регионе и настаивает на сохранении за этими базами скорее символических, «презентативных» функций — как фактора присутствия, а не активного военного участия».
Характер этих баз будет меняться, но говорить об их полной ликвидации пока рано, добавил собеседник агентства: «Символическое присутствие России в регионе остается для Сирии важным элементом торга с внешними акторами и инструментом формирования нового баланса сил».
Автор Telegram-канала «Восточные ворота» Андрей Онтиков также констатирует: сегодня отношения между Россией и Сирией переживают перезапуск. Идет переоценка всех договоренностей, которые были достигнуты еще при прежних сирийских властях.
«Отношения уже не будут такими, как при Башаре Асаде, — говорит эксперт TRT на русском. — Но нынешние сирийские власти демонстрируют нацеленность на выстраивание партнерства с Россией. Новые отношения будут строиться на основе взаимной выгоды. На мой взгляд, сирийские власти сделали вывод: необходимо искать баланс во внешней политике. И сегодня они именно этим занимаются».
СМИ также писали, что Ахмед аш-Шара мог затронуть вопрос, связанный со свергнутым президентом Башаром Асадом. Однако маловероятно, что Россия выдаст его новым властям, отмечает Велизаде: «Здесь вступают в силу репутационные и имиджевые соображения. Но, вероятно, этот вопрос останется предметом дальнейшего торга между Москвой и Дамаском».