Теоретическая угроза
«Используйте возможность наносить удары вглубь. Нет ничего неприкосновенного», — объявил спецпосланник президента США Кит Келлог. Этими словами он подтвердил, что Дональд Трамп санкционировал Украине возможность атаковать российскую территорию.
Параллельно вице-президент США Джей Ди Вэнс сообщил, что Белый дом рассматривает возможность передачи Киеву крылатых ракет Tomahawk. Сначала они могут поступить союзникам по НАТО, которые затем передадут их Украине. Однако окончательное слово остается за Трампом.
Если такое решение будет принято, то «Томагавки» могут серьезно повлиять на ход войны, говорит TRT на русском экс-спикер Генштаба ВСУ Владислав Селезнев. «Американская ракета с дальностью до 2400 км способна доставить сотни килограммов боевой части в заданную точку, оставаясь высокоточной, эффективной и устойчивой к средствам радиоэлектронной борьбы. Это, безусловно, серьезное приобретение», — констатирует он.
По его словам, в зоне поражения окажутся порядка 60 российских регионов. На севере это Мурманск, на востоке — Тюмень. «Огромное количество предприятий российского оборонно-промышленного комплекса попадет под потенциальный удар», — оценил собеседник агентства.
Тем не менее эксперт сомневается, что американский лидер реально даст «добро» на использование дальнобойного оружия. С начала каденции Трампа Пентагон ни разу не предоставлял Украине такого разрешения: «Более того, удары HIMARS по Белгороду и по местной ТЭЦ — это вовсе не дальнобойные ракеты, а, скорее всего, GMLRS, которые работают максимум на 80 километров. Поэтому сама инициатива выглядит неплохой, но реализована ли она будет на практике — у меня есть очевидные сомнения».
Формально у Украины есть разрешение на применение дальнобойных ракет, переданных европейскими партнерами. Но для использования Storm Shadow/SCALP также необходимо геопозиционирование — сопровождение с помощью программного обеспечения, которое предоставляют американские партнеры.
«Каждый раз получение такого разрешения превращается в прохождение через семь кругов ада, — подчеркивает Селезнев. — И по факту сейчас Украина не использует дальнобойное оружие по целям на территории России именно по этой совокупности причин. Каждый раз все сводится к серьезным трудностям».
И кнутом, и пряником
Заявления Белого дома следует рассматривать в дипломатическом ключе, считают опрошенные TRT на русском эксперты. Трамп пытается воздействовать на обе стороны с целью активизировать переговорный процесс, говорит политолог Алексей Якубин.
«Трамп считает, что Кремль сделал ставку на Пекин и не готов выйти из этих условных объятий Китая, чтобы вернуться на Запад. В этих условиях США решили действовать по формуле Келлога, которую тот представил еще в 2024-м. В ней говорилось о необходимости оказывать влияние на обе стороны и кнутом, и пряником. Или даже, условно говоря, использовать пряник в качестве кнута, если это требуется», — пояснил эксперт.
Такими информационными «вбросами» Трамп пытается повлиять на позицию России, подтолкнуть ее к готовности на определенные компромиссы по вопросам, связанным с переговорами. Например, согласиться на перемирие или прекращение огня.
«Украина в принципе готова к любому формату прекращения огня, но Россия на данный момент нет, — подчеркивает собеседник агентства. — Поэтому проблема не в Киеве, а именно в Москве. В этой ситуации появление информации о «Томагавках» и подобных темах — это попытка Трампа публично выразить недовольство позицией Кремля, а во-вторых, постараться повлиять на эту позицию, насколько это вообще возможно».
Это скорее элемент политического давления на Путина и его окружение, чтобы подтолкнуть их к компромиссам, также соглашается Селезнев. Он убежден: вопрос «Томагавков» может быть действительно актуален и изменить ход войны, но пока это тема скорее надежд, а не реальных ожиданий.
«Технически основными носителями «Томагавков» являются подводные и надводные корабли, — отметил он. — Существуют и наземные установки — на одну или четыре пусковые, — но вопрос в том, сможет ли Киев реально получить доступ к таким системам. Дискуссии идут: и Вэнс, и Келлог подчеркивают, что окончательное решение остается за Трампом. Будет ли все реализовано именно так, как обсуждается, — остаются большие сомнения. Трамп, как известно, непоследователен».






















