Лукашенко разочарован рыночной экономикой

Президент Беларуси отметил, что его страну «убеждали отказаться от неэффективных отраслей, но это не сработало»

By
Президент Беларуси Александр Лукашенко / Reuters

Президент Беларуси Александр Лукашенко рассказал о своем «разочаровании» рыночной экономикой.

«Экономическими инструментами достигаются цели классической войны: отобрать ресурсы, вызвать социальные протесты, заставить выполнять не наши правила — жизнь по другим правилам. Я хочу, чтобы вы раскрыли глаза и поняли, как развивается мир. Господь нас уберег от этой жуткой непонятной рыночной экономики. Помните, нас учили все время: рынок все отрегулирует. Ничего мы не бросили, терпели и сегодня поняли: никакой рынок ничего не регулирует», — заявил он.

Лукашенко отметил, что «долгие годы страну убеждали отказаться от неэффективных отраслей и довериться рыночным механизмам, но это не сработало».

«Мы теперь поняли, куда нас тащили. Через либеральные какие-то принципы нас убеждали в том, что мы должны действовать так, а не иначе», — сказал он.

Отметим, что белорусская экономика начала год с падения — в январе ВВП в сопоставимых ценах сократился на 1,2% по сравнению с январем 2025 года, сообщает Белстат.

Данные за январь этого года, согласно докладу правительства, показали, что месяц в обрабатывающей промышленности завершился неудовлетворительно.

«Во втором полугодии сработали с отрицательной динамикой 98,2%. Январь 2026 года — еще минус 3,4%. В сложной ситуации находится половина обрабатывающей промышленности. Все его предприятия в красной зоне. Наблюдаем падение выпуска ключевых товаров», — сказал Лукашенко.

Планы по развитию экономики на год тоже не реализовались. ВВП Беларуси в 2025 году вырос на 1,3%, сообщили в БЕЛТА в Национальном статистическом комитете (план — 4,1%). Инфляция достигла 6,8% при целевом уровне не выше 5%.

Осенью 2025 года Лукашенко признавал, что санкции серьезно ударили по экономике и международным расчетам. Значительная часть банковского сектора страны находится под санкциями США и ЕС. Ограничения затронули крупные госбанки, им закрыт доступ к международным операциям и системе SWIFT.