Украина религиозная. Государственная статистика и независимая социология
В Украине примерно 2/3 граждан являются верующими. Однако их конфессиональную принадлежность установить не так просто. Государственная статистика по количеству зарегистрированных религиозных организаций существенно отличается от данных соцопросов
Каждый год на протяжении вот уже двадцати лет одна из самых авторитетных украинских социологических служб – Центр Разумкова проводит специальный опрос, посвященный вопросам веры и религии. Ценность постоянных опросов состоит в том, что благодаря им можно не только зафиксировать существующую на поточный год ситуацию, но и проследить динамику изменений, увидеть, как развивалась ситуация и иметь основания для прогноза в будущем.
Также факты, полученные и отслеженные в динамике, являются куда более основательными. Ведь при единичном опросе при желании неудобный факт можно списать на ошибку выборки или неточность в формулировке. Но если ответ на один и тот же вопрос на протяжении десяти лет не меняется, то это дает повод считать, что все-таки результат опроса отражает реальную картину происходящего.
Кроме Центра Разумкова в разные годы опросы проводили группа «Рейтинг», Киевский международный институт социологии и фирма «Социс». Все они показывали результаты, подобные данным Центра Разумкова, с различием в рамках погрешности. То есть фактически четыре ведущие социологические службы показывают один и тот же результат, что увеличивает вероятность достоверности данных.
Как себя идентифицируют
Так, в Украине в среднем две трети граждан являются верующими. Были различные колебания данной величины. Самый низкий уровень был зафиксирован в 2000 г., спустя 9 лет после падения атеистического СССР – 57,8%. Самый высокий уровень религиозности наблюдался в 2014 г. на фоне кризиса государственности, аннексии Крыма и начала войны на Донбассе – 76%.
В переломные моменты истории люди испытывают необходимость в сверхъестественном. В иные годы этот показатель колебался в районе 66-71%, т.е. был достаточно стабильным как для такого общего вопроса. Около 12-13% тех, кто колеблется между верой и неверием, и порядка 8% неверующих и убежденных атеистов.
Среди конфессий доминирует православие, с ним себя идентифицирует около двух третей населения, но в последние годы этот показатель стал постепенно снижаться – с 67,3% в 2018 г. до 62,3% в 2020 году. На втором месте греко-католики. К этой конфессии принадлежит почти каждый десятый. И эта группа постепенно растет – с 5,7% в 2013 г. до 9,6% в 2020 году. Кроме того, опросы в рамках погрешности фиксируют представителей римско-католической церкви – 1,2%, протестантизма – 1,5%, ислама – 0,5% и иудаизма – 0,1%. Также социологи выделяют отдельную и достаточно большую группу – «просто христиане» – 8-9% и еще около 15% респондентов не относят себя ни к одной из религиозных традиций.
В свою очередь среди православных лидерство, начиная с 2010 г., удерживал Киевский патриархат, который после Объединительного собора и получения Томоса об автокефалии вошел в состав Православной Церкви Украины. С 2019 г. на первом месте по количеству верующих находится именно ПЦУ. В этом году с ней ассоциирует себя каждый пятый украинец. На втором месте находится церковь Московского патриархата – 13,6% и еще полпроцента – другие православные церкви.
В этот список входят верующие, которые поддерживают опального патриарха Филарета и считают себя последователями Киевского патриархата, хотя такового ни юридически, ни канонически больше не существует. Кроме того, сюда же включается небольшая румынская диаспора в Украине, которая может идентифицировать себя с церковным Бухарестом.
Помимо этого среди православных есть группа «просто православные», которые никак не идентифицируют себя ни с одной из церковных юрисдикций. И среди православных это самая большая общность людей – 26,8% опрошенных.
Куда ходят
Но данные социологических опросов очень часто существенно отличаются от данных государственной статистики по количеству зарегистрированных религиозных организаций. По состоянию на 1 января 2020 г. в Украине было зарегистрировано более 35 тысяч религиозных организаций.
Так вот, если, согласно опросам, лидером является ПЦУ, а УПЦ МП лишь на втором месте, то, согласно данным статистики, на первом месте именно Московский патриархат – более 12 тысяч общин, а в ПЦУ около 7 тысяч. У греко-католиков 3900 и еще 900 у римо-католиков.
Но как такое может быть? Почему так разнятся данные социологии и статистики? Тут есть несколько объяснений.
Во-первых, количественные данные приходов УПЦ МП отчасти искусственно увеличены. Да, скорее всего, у них больше храмов, чем у ПЦУ, но вряд ли аж целых 12 тысяч. Дело в том, что в своих базовых регионах, а это Юг и Восток Украины, УПЦ МП закрепилась благодаря административной поддержке местных элит. Таким образом они открыли молитвенные комнаты при управлении полиции, СБУ, военных частях, тюрьмах, больницах, университетах и даже железнодорожных депо. И понятно, что часовня в депо или при университете посещается небольшим количеством людей, но по документам она равна любой другой религиозной организации или, например, огромному собору в массивном спальном районе. Т.е. количество зарегистрированных в реестре общин еще не означает, что за каждой формальной организацией стоит мощная община верующих и большой храм.
Во-вторых, люди очень часто точно не знают в какой достоверно храм они ходят. Ведь названия юрисдикций очень похожи: «Украинская Православная Церковь» и «Православная Церковь Украины». К тому же общий обряд и внешнее убранство. Человек может посещать церковь Московского патриархата и думать, что он ходит в «украинскую церковь», ведь на табличке написано «Украинская православная церковь», по документам это официальное название Московского патриархата в Украине.
Эта проблема и неразбериха с названиями давно известна экспертам-религиоведам. Прошлый состав Верховной Рады даже принял соответствующий закон о том, что церковь, руководящий центр которой находится в стране-агрессоре (так в законодательном поле Украины называют Россию), должна поменять свое официальное название и добавить аффилиацию со страной-агрессором. Но с приходом к власти Владимира Зеленского реализация данного закона откровенно забуксовала. Сейчас закон уже долгое время «лежит» в Конституционном суде и его будущее пока неизвестно. Но в церкви Московского патриархата все равно отказываются исполнять действующий сегодня закон.
В-третьих, кроме верующих Московского патриархата и ПЦУ, в поле внимания социологов появляется «черная лошадка», это группа «просто православные». Они составляют самую большую группу, но достоверно неизвестно, в какие храмы они ходят. Вернее так – в целом две трети «просто православных» никуда и так не ходят, кроме как по большим праздникам. Территориально они больше распространены как раз-таки на Юге и Востоке Украине – в базовом регионе УПЦ МП.
Моя гипотеза состоит в следующем. УПЦ МП имеет большое количество религиозной инфраструктуры – храмов, часовен, молитвенных комнат и так далее. Но из-за пророссийской политической позиции ее руководства количество верующих, которые идентифицируют себя с этой церковью, постоянно снижается – с 23,6% в 2010 году до 13,6% в 2020.
В то же время есть большая масса не очень церковных людей, которые называют себя «просто православные» и ходят в храм лишь по большим праздникам, не очень интересуются религиозной политикой и не следят за церковными скандалами. Живут такие люди в регионах, где большинство храмов именно УПЦ МП, вот туда они и приходят по праздникам, но без четкой привязанности именно к этой церковной юрисдикции.
Вот и получается, что, по опросам, эти люди себя называют «просто православными», но ходят в храмы Московского патриархата. Именно поэтому в последнем делают вывод о том, что они самая большая церковь Украины.
Религиозный ландшафт
Галичина
На самом же деле религиозная карта Украины весьма и весьма разнообразна. Есть несколько субрегионов со своими историческими, этническими и религиозными особенностями. Начнем с Галичины (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области), поскольку это самый яркий с религиозной точки зрения регион. Тут, в отличие от всей остальной Украины, доминируют как по статистике, так и по социологии не православные, а греко-католики. Галичина – это базовый регион для Украинской Греко-католической церкви.
Тут насчитывается 3053 греко-католические общины, это 87,5% от всех общин УГКЦ. Среди православного меньшинства доминирует ПЦУ – 1968 общин. Московский патриархат в «бандеровском» регионе имеет аж 184 общины. В основном за счет севера Тернопольской области, который исторически относится к Волыни, а не Галичине. Кроме того, тут еще 259 общин римо-католической церкви.
Волынь
На Волыни исторически были сильны позиции православных. Условное лидерство тут удерживает Московский патриархат – 1170 общин. Ему в спину «дышит» ПЦУ – 956 приходов. Традиционно на Волыни также были сильны позиции протестантов. Совокупно баптисты, пятидесятники и адвентисты тут имеют 846 общин. А для пятидесятников это и вовсе ключевой регион, тут располагается до трети всех их приходов.
Закарпатье
Достаточно необычным регионом является Закарпатье (Закарпатская область). В силу близости политических границ стран Евросоюза (Венгрии, Словакии, Польши и Румынии) и наличия естественной границы со стороны остальной части Украины – Карпатских гор, история, а главное население края достаточно пестрое. Тут есть венгерская, румынская, словацкая и ромская меньшины. В религиозном плане тут доминирует Московский патриархат, впервые в истории сюда пришедший лишь 75 лет назад. У этой церкви 624 общины.
Второй по численности является греко-католическая церковь – 446 приходов. Интересно, что местная греко-католическая епархия является автономной и подчиняется напрямую Ватикану, не входя в состав Украинской Греко-католической церкви. Уникальной локальной группой является Реформатская протестантская церковь, к которой принадлежат в основном члены венгерской общины – 113 приходов. Словацкая меньшина исповедует римо-католицизм и насчитывает 92 общины.
Уникальность Закарпатья состоит в том, что тут есть две религиозные организации сугубо локального характера, которых нет за пределами области и которые в своем официальном названии содержат названия местных топонимов: «Мукачевская греко-католическая епархия» и «Закарпатская реформатская церковь». Другой такой области в Украине нет.
Буковина
Обширная румынская диаспора есть на Буковине (Черновицкая область). Там главной конфессией является православие. Достаточно сильны позиции Московского патриархата – 427 общин. Ведь глава УПЦ МП митрополит Онуфрий ранее возглавлял Черновицкую епархию. Этнические румыны окормляются священниками Московского патриархата. Также в регионе есть несколько епархий ПЦУ с совокупным количеством в 205 приходов. Кроме того, на Буковине достаточно сильны позиции протестантов, как и на Волыни. Совокупно баптисты, пятидесятники и адвентисты тут имеют 470 общин.
Исторические предпосылки
Другие регионы Украины не столь религиозно разнообразны. К тому же они значительно сильнее секуляризированы и роль религии там существенно ниже. Это проявляется и в количестве людей, считающих себя верующими, и в практикующих, и в поддерживающих церковь материально и доверяющих священникам. Наблюдается разительный контраст между жителями Востока и Запада Украины. И этому есть несколько объяснений.
Во-первых, территории Галичины, Волыни, Закарпатья и Буковины в межвоенный период не входили в состав Советской Украины, а были под властью Польши, Чехословакии и Румынии. Там не было насильственной атеизации, религиозных гонений и сталинских репрессий. Религиозная жизнь не была выкорчевана на корню, а развивалась своим чередом. Богоборческая машина советов пришла туда на двадцать лет позже и уже не с тем запалом.
Во-вторых, эти регионы были значительно меньше русифицированы, а религиозная составляющая часто ассоциировалась с национальной украинской идеей, по крайней мере, на Галичине. Поэтому роль церкви была высокой не только в духовной сфере, но и в национально-патриотическом воспитании. В противовес государственному атеизму СССР.
В-третьих, это преимущественно аграрные регионы, в отличие от промышленного Донбасса. Аграрии чаще более религиозны, чем промышленники. Дело в том, что сельское хозяйство зависит от большого количества переменных (погодных условий, нашествия насекомых и т.д.), не зависящих от воли человека. Промышленность же менее подвержена переменным условиям. Человеку легче просчитывать, он архитектор, он пользователь недр земли и зачастую думает, что сам хозяин жизни. Это дополнительный фактор, в добавок к предыдущим, который объясняет различия в религиозных настроениях Запада и Востока Украины.