Мишустин помчался в Китай по следам Трампа

Пока в Пекине еще не остыл след Дональда Трампа, туда прибыл российский премьер Михаил Мишустин. Какое послание Кремля он мог передать председателю КНР Си Цзиньпину — и не появились ли в отношениях между союзниками первые трещины?

By Author
Российская делегация отправилась в КНР / TRT Russian

В Пусане 30 октября состоялась встреча Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзиньпина. Тогда американский лидер оценил визит как «великолепный». «Эта встреча приведет к вечному миру и успеху», — заявил он, но в подробности вдаваться не стал.

В Кремле решили не уступать. И уже на следующий же день объявили о планах отправить в Китай Михаила Мишустина 3 ноября. Там подчеркнули, что также придают предстоящим переговорам особое значение.

Российского премьера в ходе двухдневного визита сопровождала внушительная делегация. В числе участников: вице-премьеры Татьяна Голикова и отвечающий за топливно-энергетический комплекс Александр Новак, глава Минэкономразвития Максим Решетников, а также министр финансов Антон Силуанов.

По итогам были достигнуты договоренности о развитии сотрудничества во многих сферах, включая упрощение процедур торговли и инвестиций, а также содействие дальнейшему улучшению деловой среды. Всего подписано 15 совместных документов, в том числе по сельскому хозяйству, транспорту, энергетике и промышленности.

После начала войны в Украине российская экономика спешно переориентировалась на Китай. В прошлом году товарооборот между странами достиг рекордных $245 млрд.

Правда, не всегда это партнерство взаимовыгодно. Российские газ и нефть отправляют в Поднебесную с серьезным дисконтом. Бизнес проигрывает китайским предприятиям из-за льготных условий и курса рубля. А на Дальнем Востоке растут тревоги из-за расширения китайского бизнеса.

Так, разработка угольного месторождения в Забайкальском крае была передана китайской China Shenhua. Предприятие получило льготы на добычу и вывоз угля в Китай. Жители бьют тревогу: уничтожена может быть не только уникальная природа, но и их средства к существованию. Большинство населения ближайших сел живет за счет личных подсобных хозяйств и огородов.

О том, насколько нынешние отношения Москвы и Пекина устойчивы и чего Россия может ожидать от своего партнера, TRT на русском поговорил с экономистом Ярославом Романчуком.

— Какие цели преследовал Мишустин в Пекине?

— Он отправился в Китай, чтобы лично убедиться, насколько Дональду Трампу удалось повлиять на позицию Си Цзиньпина или даже заставить его пересмотреть некоторые подходы. Без Китая России сейчас крайне сложно удерживать свои позиции. Поэтому Кремль предпочел действовать «по горячим следам» и проверить все на месте, не доверяя посредническим сигналам.

Кремль, конечно, не намерен оставлять отношения Китая и США без внимания — он будет делать все, чтобы как минимум не допустить их ухудшения для России.

— Удалось ли Трампу действительно пошатнуть позиции КНР?

— Для Китая важно сохранять стабильные отношения с США. Чтобы выполнить собственные экономические планы, включая пятилетку, Пекину необходимо сохранить доступ к американскому и европейскому рынкам — это триллионные возможности, которым нет альтернативы. Покупать российское сырье Китаю выгодно, но такие поставки все же вторичны.

Если сравнивать приоритеты, Пекин всегда сделает ставку на коммерческие связи с США, понимая, что Трамп — лишь временный игрок, а впереди может быть что угодно.

— Какие перспективы у этого сотрудничества?

—  На самом деле эпоха «долгосрочных союзов» вообще закончилась — и между США и Китаем, и между США и ЕС. Мир вступил в период переосмысления старых архитектур торговли и технологий. Никто, включая Трампа, не может предсказать, как далеко зайдут эти изменения.

Да, остаются экономические интересы, инвестиции, долларовая система — все это работает. Но говорить о возвращении к двухполюсному миру пока рано.

— Какое влияние может оказывать КНР на российскую экономику?

— Пекин всегда будет балансировать. Он не воспринимает Россию как равного партнера — разница экономик десятикратная. Поэтому максимум, на что может рассчитывать Москва: близкие отношения, торговые схемы, но центр влияния все равно в Пекине.

— Что могла бы сделать Америка, чтобы Китай сократил сотрудничество с Россией?

— США уже предлагают Китаю главное — доступ к своему рынку. Это мощный стимул, особенно учитывая внутренние экономические сложности КНР. Американские деньги и инвестиции нужны Пекину, чтобы сгладить последствия циклических кризисов. Поэтому сам по себе доступ к американскому рынку уже является достаточным аргументом, чтобы Китай прислушивался к Вашингтону — по вопросам от Тайваня до Украины.

Тем не менее Китай вряд ли пойдет на резкие шаги против России. Страна будет действовать осторожно, разделяя официальную линию и корпоративные интересы. Китайский капитал продолжит работать через третьи страны. Резкие изменения возможны только в случае серьезного конфликта, например, вокруг Тайваня. Пока же все будет развиваться в привычном формате — немного давления, немного уступок, немного демонстрации дружбы.