Выход из стагнации
Рецессии в России нет, заявила глава Центрального банка страны Эльвира Набиуллина на Московском финансовом форуме. «И даже когда говорят о технической рецессии, имеют в виду, что экономика снижается два квартала подряд», — подчеркнула она.
Но после спада на 0,6% в январе-марте российский ВВП в апреле-июне показал рост на 0,4%, отмечает Росстат. Это означает, что технической рецессии не случилось. По крайней мере по официальным данным.
По словам Набиуллиной, летом были заметны признаки оживления в экономике. Наблюдалась потребительская активность и заметно увеличилось корпоративное кредитование. Сказался сезонный фактор. Россияне — в отпусках и соответственно больше тратят.
Плюс с июня ЦБ начал постепенно снижать ключевую ставку. То есть кредиты стали доступнее. Так, спустя месяц на рынке ипотеки объем выдачи увеличился на 15%, до 356 млрд рублей. Портфель корпоративных кредитов прибавил 1,1% и составил 88 трлн рублей. Годовой прирост достиг 10,2%.
К тому же в июле безработица в России обновила исторический минимум — 2,2%. На этом уровне показатель сохраняется третий месяц подряд. А реальные заработные платы увеличились на 5,1%. Все эти факторы вместе поддержали потребительский спрос.
«Существенную роль также сыграли государственные расходы на инфраструктурные проекты, программы стимулирования строительства, а также поддержка стратегических отраслей, которые обеспечили базовый рост даже в условиях внешних ограничений», — говорит TRT на русском ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев.
Так, например, во втором квартале основной рост в ВВП страны внесли обрабатывающая промышленность, гостиничный бизнес, финансы и страхование.
От ключевой ставки до торговых войн
Однако жесткая денежно-кредитная политика сдерживает внутренний спрос и инвестиционную активность. И хотя с начала лета этого года ЦБ снижает ключевую ставку, она все еще остается высокой. Соответственно ограничен доступ бизнеса к финансированию. «Дорогие кредиты не позволяют развивать новые мощности и не дают толчка к расширению производств», — сказала TRT на русском заместитель руководителя Высшей школы финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Коваленко.
Для оживления экономики ключевая ставка должна быть 12% и ниже, заявил на Восточном экономическом форуме глава Сбербанка Герман Греф.
Пока же ЦБ понизил показатель лишь до 17%.
Дело в том, что в приоритете — сдерживание инфляции. «Мы как говорили, что 6-7% — вилка прогноза на конец года, она так и остается. Уточнять этот прогноз будем в октябре. Пока оснований для пересмотра этого прогноза нет», — заявил на пресс-конференции советник председателя ЦБ РФ Кирилл Тремасов.
По оценке Банка России, годовая инфляция вернется к таргету в 4% во втором половине следующего года.
А пока российская экономика продолжает замедляться. По данным Росстата, ВВП РФ во втором квартале увеличился на 1,1% в годовом выражении после роста на 1,4% в первом. Оборонная промышленность и инвестиции из бюджета страны не могут бесконечно быть драйверами. А если их не учитывать, то налицо стагнация. Другими словами экономика балансирует на грани нулевого роста.
Есть и другие тревожные звоночки. Например, увеличившаяся доля убыточных организаций. В первом полугодии она превысила 30%. Больше было только в 2020 году во время коронавирусного карантина.
Не могут постоянно расти также заработные платы. Повышаются налоги и закредитованность компаний. Все эти факторы не способствуют расширению инвестиционных возможностей бизнеса.
Усугубляет ситуацию также глобальная экономическая неопределенность. В частности, затянувшиеся торговые войны США с их крупнейшими партнерами — Китаем, Индией, ЕС, Канадой.
Противостояние экспортеров и импортеров замедляют мировую экономику. Это в свою очередь приводит к сокращению потребления энергоресурсов, от которых зависит наполняемость российского бюджета. По данным Министерства финансов РФ, нефтегазовые доходы в казну страны за восемь месяцев 2025 года просели на 20,2% — до 6,03 трлн рублей. Основная причина — снижение средней цены на черное золото.
Но, как отмечают в ведомстве, в период благоприятной конъюнктуры удалось накопить дополнительные деньги. Они и средства из Фонда национального благосостояния пошли на покрытие недополученных доходов. Таким образом обеспечили устойчивость бюджета к ценовым колебаниям.
Что ждать в конце 2025 года
Российская экономика продолжит расти, но более скромными темпами, чем в последние два года, полагает глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников. По его словам, в этом году произойдет «мягкая посадка». То есть после стагнации начнется умеренный темп роста.
Только министр не уточнил о каких именно цифрах пойдет речь.
Как отмечают эксперты, динамика экономики во втором полугодии будет зависеть от скорости снижения ключевой ставки. «Сохраняются риски замедления. Оказывать давление также будут геополитическая неопределенность, ограничения на внешние рынки. Дополнительным фактором остаются издержки бизнеса, связанные с перестройкой логистики и импортозамещением. Однако государство последовательно предлагает новые инструменты для поддержки компаний и расширяет каналы внешней торговли», — говорит Игорь Расторгуев.
По его словам, ключевая задача — удержать баланс между стимулированием внутреннего спроса и сохранением финансовой стабильности.
«Показатели ВВП по итогам годам вероятнее всего будут находиться в районе 2-2,5%. Основные отрасли, которые покажут рост: пищевая промышленность, а также тяжелая. Плюс военно-промышленные предприятия. Возможны хорошие показатели у маркетплейсов и сферы розничной торговли, но только у крупных представителей этой отрасли», — говорит Юлия Коваленко.
Более уязвимыми остаются сегменты, ориентированные на импортные комплектующие и внешние рынки. «Но для них правительство выстраивает меры поддержки — от льготного кредитования до ускоренного внедрения новых производственных цепочек» — отмечает Игорь Расторгуев.
По словам экспертов, для уверенного экономического роста помимо снижения ключевой ставки необходимы инвестиции и улучшение условий для предпринимательства.






















