От выживания к заботе о себе: жертвам землетрясений предстоит долгий путь
Потребности людей, пострадавших от землетрясения, меняются по мере того, как усилия по оказанию помощи переходят ко второму этапу
Потребности выживших после землетрясения меняются по мере того, как они постепенно примиряются с реальностью своей новой жизни, пишет TRT World. Первоначальным приоритетом для них было получить средства для выживания и убежища. Теперь их внимание смещается в сторону вопросов гигиены, таких как доступ к личным предметам ухода, цитирует TRT представителя группы по оказанию помощи.
«Сейчас людям нужны кусачки для ногтей. Им нужна туалетная бумага, шампуни, мыло», — заявил директор Фонда «Человек и цивилизация» Мемду Кайиклик.
TRT World побеседовал с ним в Кахраманмараше — одной из наиболее сильно пострадавших провинций юга Турции. — «Они тоже хотят подстричься. Поэтому мы организовали работу около двадцати парикмахеров (в лагере помощи)».
В результате землетрясений, произошедших 6 февраля в 11 провинциях на юге Турции и в некоторых районах Сирии, погибло более 50 тыс. человек, а сотни тысяч человек были вынуждены искать убежища в палатках, установленных AFAD (Управлением по борьбе со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями) и другими гуманитарными организациями.
Мощные землетрясения магнитудой 7,7 и 7,6 сравняли с землей целые кварталы, разрушили семьи и закрыли предприятия.
Здания, которые все еще стоят в Кахраманмараше, эпицентре разрушительных толчков, походят на скелеты с разбитыми оконными стеклами, бетонными кучами и поломанной мебелью. Большинство из них непригодны для возвращения выживших — если только они не будут полностью восстановлены.
Турецкое правительство уже занимается выявлением уязвимых квартир, домов и коммерческих объектов, подчеркивает TRT. Процесс регистрации оставшихся в живых и их потребностей в будущем жилье уже начался.
Фонд «Человек и цивилизация», известный на турецком языке как Insan ve Medeniyet Vakfi, — один из девяти зарегистрированных при правительстве Турции. Он имеет право на получение финансовой помощи от руководства страны и ежедневно раздает продукты питания для более чем 80 тыс. человек в пострадавших от землетрясения районах.
Потребности выживших со временем изменились
«В первые дни они хотели только хлеба и воды. Многие пекарни в Кахраманмараше были либо снесены, либо сильно повреждены. Сейчас недостатка в еде нет, у нас есть чем накормить людей», — уточнил Кайиклик.
«Но самое главное, что выжившие не хотят чувствовать себя одинокими в эти критические времена», — добавил собеседник TRT World почти приглушенным голосом, взвешивая свои слова и несколько раз кивая, прежде чем заговорить.
Ночью 20 февраля еще одно землетрясение в провинции Хатай вызвало сотрясение почвы вплоть до Кахраманмараша, где в одной из школ находится региональный офис фонда. Подвесные потолки четырехэтажного здания затряслись, и многие матери с грудными младенцами и детьми выбежали на улицу.
«Не нужно паниковать. Теперь все в порядке. Землетрясение произошло в Хатае. Все будет хорошо, — объявил Кайиклик в мегафон и вернулся к работе.
В районе Гюзеляли, недалеко от аэропорта Аданы, сильно пострадавшей от землетрясения, несколько волонтеров сортируют груды пожертвованной обуви, курток и свитеров. Их ответы подтверждают слова Кайиклика.
«В первые несколько дней люди хотели такие вещи, как салфетки и обувь для своих детей. Сейчас мы не наблюдаем такой спешки», — сказал TRT World один из волонтеров в Гюзеляли.
Неправительственные организации (НПО) сыграли решающую роль в поддержке усилий Анкары по оказанию помощи в пострадавшем от стихийного бедствия регионе. По словам спасателей, для какой-либо одной отдельной организации справиться с последствиями было бы невозможно.
«Я никогда не видел такой катастрофы в таких масштабах. Это было апокалипсисом», — признался Кайиклик, участвовавший в течение многих лет в операциях по оказанию помощи в раздираемых войной Боснии, Кашмире и Сирии.
Власти быстро отреагировали на запросы НПО, и ряд проблем, связанных с наличием предметов первой необходимости, удалось урегулировать в течение короткого периода времени.
В Нурдагы, примерно в 50 км от Кахраманмараша, включили уличные фонари — лучи света отбрасывают призрачные тени на обломки разрушенных зданий и укрытий, возведенных AFAD рядом с руинами домов.
Почти каждый из двух десятков выживших после землетрясения из разных городов, опрошенных TRT World, рассказывал о проливном дожде, снеге и холоде, которые им пришлось пережить в то роковое утро 6 февраля. Но теперь, спустя две недели, гуманитарные работники отмечают: люди, похоже, избавились от немедленных опасений, связанных с холодной погодой, поскольку температура повысилась, и у них появилась теплая одежда.
Грузовики с гуманитарной помощью продолжают мчаться по автомагистралям, направляясь в такие районы, как Эльбистан, где находился эпицентр второго землетрясения 6 февраля.
«Мы благодарны всем — нашему государству, другим странам и общественным организациям за помощь в это трудное время. Да благословит их всех Аллах», — сказала в беседе с TRT World 29-летняя Серап.
Но, возможно, никакой помощи не хватит, чтобы залечить душевные раны, оставленные катастрофой. Серап, накануне вышедшая замуж, к счастью, не потеряла никого из членов своей семьи. Муж держал ее в крепких объятиях, пока стеклянная посуда, шкаф и все в их квартире тряслось и разбивалось. Их дверь заклинило, и в течение 20 мучительных минут они находились в ловушке, пока сосед не взломал дверь.
Они не могут вернуться в свою сильно поврежденную квартиру, где ранее планировали принимать семью и друзей на обед и ужин.
Ее самой большой ценностью был новый обеденный сервиз, который Серап получила в подарок на свадьбу. Она хотела подавать в нем еду своим гостям в их доме. Он был все еще упакован в коробку, когда произошло землетрясение. Теперь сервиз лежит сломанный где-то среди обломков. «Это так больно, что я даже не могу об этом говорить», — сказала Серап, утирая слезы.