«Татарская партия» на высших этажах российской власти
Много говорят об усилении «татарской партии» в правительстве РФ. Cлухи умножились после назначения Файзуллина на пост министра строительства, куда его продвинул вице-премьер Хуснуллин. С чем это связано и существует ли на самом деле татарский клан?
Фото: KazanFirst (Others)

Премьер-министр российского правительства Михаил Мишустин обновил состав правительства. Министром строительства был назначен выходец из Татарстана Ирек Файзуллин, являющийся креатурой вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. Долгие годы они работали вместе в Казани.

Собственно говоря, усиление состава кабмина напрашивалось давно, с момента его вступления на высокую должность в начале текущего года. Но, видимо, процесс согласования кандидатур между различными противостоящими друг другу кланами, экономическими группами и лоббистами чрезмерно затянулся. К этому добавились еще и пандемия с конституционной реформой, выборы и перестройка политической системы.

Но главное – Мишустин возглавил кабмин в период усиления турбулентности, спада экономики и роста протестных настроений в обществе. Экс-глава правительства Дмитрий Медведев оставил своему сменщику тяжелое наследие.
Состав правительства – это сложный конгломерат, компромисс различных групп влияния. Кабмин сложно назвать единой командой. Люди Сечина, Ковальчуков, Медведева, Чемезова, Патрушева, Кириенко, Собянина тянут лямку каждый в свою сторону. Для того чтобы руководить этим калейдоскопом лоббистов, необходимо иметь большой политический и аппаратный вес.

Пока что Мишустин опирается на легитимность Путина, так как свой еще не выработан. Поэтому он нуждается в хороших профессионалах с прочными позициями в элитных системах.

Одной из таких на сегодня является так называемая «татарская партия» по главе с президентом Татарстана Миннихановым, которая находится в тесном взаимодействии с командой Собянина – сильнейшей аппаратно-экономической группой. Ей доверяет Путин, который руководствуется принципом баланса федеральных элит.

Собянин – мэр Москвы, ключевого региона страны. Его влияние трудно переоценить,до 85% всех финансовых потоков стекается в столицу при том, что проживает здесь около 15% населения России.

Управлять Москвой так же непросто, как и федеральным правительством. Слишком большие бюджеты, пересечение интересов многих влиятельных кланов и так далее. Поэтому Собянин предложил тогдашнему министру Татарстана Марату Хуснуллину пойти к нему замом по строительству. Надо понимать, что это ключевая должность, поскольку строительство – самая бюджетоемкая отрасль. Но выбор Собянина был обусловлен не только близостью с «татарской партией», но и профессионализмом самого Хуснуллина.

После Москвы Казань показывала самые высокие темпы строительства в общероссийском масштабе. Более того, столица Татарстана известна тем, что смогла реализовать с успехом масштабные инфраструктурные проекты и международные мероприятия, такие как Универсиада в 2013 году, принять в числе других городов РФ чемпионат мира по футболу в 2018 году, на высочайшем уровне провести 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс».

Руководство страны ставит Татарстан в пример другим регионам. В сложных экономических условиях непросто держать марку.

Проявив себя на московском поприще, Хуснуллина призвал к себе новый премьер Мишустин. В усилении «татарской партии» заинтересован прежде всего глава кабинета министров. Марат Хуснуллин является частью команды Минниханова. Мишустин пытается опираться на свой пул, на свою элитную группу. Туда он втягивает татарскую партию. Поэтому ему важно усилить Хуснуллина в противовес другим элитным группам.

Для вице-премьера, куратора строительного комплекса, важно, чтобы у него был человек, которому он всецело доверяет эту отрасль, с которым он проходил совместно профессиональный путь. Ирек Файзуллин таковым и является.

Строительная сфера – один из драйверов экономики, запускающий длинную цепочку производственных мощностей, на нее завязано много смежных отраслей.

Ф. Газизуллин, министр имущественных отношений РФ (2000 – 2004) / Фото: «Казанский репортер» (Others)

Старожилы помнят, что при Ельцине, а потом и при президенте Путине был такой вице-премьер, министр имущественных отношений РФ – Фарит Газизуллин, тоже перешедший в федеральное правительство из татарстанского кабмина.

Как-то на встрече с делегатами Всемирного конгресса татар в 2002 году Путина спросили, почему в правительстве так мало татар? На что он ответил: «Всем имуществом страны распоряжается татарин Газизуллин!»

А теперь всеми стройками в России распоряжаются татары. В этом есть какая-то политическая закономерность. Татары исторически выработали в себе качества, нужные для управления большими проектами строительства. Чем и занимается сейчас «татарская партия» в России. Хотя кому-то это и не нравится.

Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском. Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь формой обратной связи.